Непривлекательная история
Деревянное наследие Иркутска насчитывает 1119 памятников культуры, многие из которых нуждаются в капитальном ремонте. На сегодняшний день всего лишь восемь исторических зданий находятся в процессе реконструкции. Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ), недавно созданная структура при администрации города, сейчас пытается устроить на конкурсной основе судьбу ещё двух памятников зодчества на Седова, 64, и Рабочего штаба, 4. Организаторам торгов уже пришлось продлевать конкурс. Но до сих пор, отметили в АРПИ, дом на Седова, 64, «не привлёк инвесторов».
Страховка на всякий случай
В июле этого года АРПИ выставило на аукцион дома по двум адресам: Седова, 64, и Рабочего штаба, 4. В сентябре комиссией было принято решение продлить конкурс из-за отсутствия хотя бы одной заявки от инвесторов. На днях были подведены итоги уже продлённого конкурса. Дом возле развязки Академического моста на Седова, 64, своего инвестора так и не получил. Возможно, будут назначаться дополнительные торги.
Памятнику на Рабочего штаба, 4, повезло больше. Домом возле Маратовского кольца заинтересовались, хотя здание пострадало от огня: как сообщили в АРПИ, внутри оно основательно выгорело. На участие в конкурсе на право заключения контракта была подана всего одна заявка. «Согласно конкурсной документации, должно быть не менее двух участников. Из-за того, что только один инвестор вышел с предложением, заключить инвестиционный контракт решено с ним. Стоимость объекта будет соответствовать той, что была предложена организаторами», – рассказал проектный менеджер Агентства развития памятников Иркутска Николай Агафонов.
Именно начальная стоимость памятников и отпугивает иркутское бизнес-сообщество, считают в АРПИ. Цена деревянных объектов на момент объявления начала конкурса значительно различалась. Предложение от инвестора получил тот дом, который почти в три раза дешевле. Так, здание на Рабочего штаба, 4, оценили в 2 миллиона 900 тысяч, строение на Седова, 64, – в 7,5 миллиона рублей. «Конкурс по памятнику на Седова, 64, признан несостоявшимся. Объект так никого и не заинтересовал. Возможно, смутила цена», – добавил Николай Агафонов. Как заверили в АРПИ, выкупные цены на памятники деревянного зодчества устанавливают независимые эксперты, которые при определении цены дома исходят, прежде всего, из его рыночной стоимости.
Инвестиционный контракт на второй дом с бизнесменом был заключён на особых условиях. Объект не будет передан в руки предпринимателя до тех пор, пока полностью не завершится процесс реставрации. «Это свое-образная страховка на всякий случай. Чтобы у недобросовестных инвесторов на каком-то этапе не пропал интерес к дальнейшей реставрации объекта», – пояснил Николай Агафонов. Если всё же такое произойдёт, агентство обязуется вернуть предпринимателю начальную стоимость объекта. Средства, которые он затратил на реставрацию, возмещаться не будут.
У инвестора есть месяц, чтобы определиться с организацией, которая будет разрабатывать проектную документацию реставрации дома на Рабочего штаба, 4. Все работы в здании будут проводиться под контролем сотрудников АРПИ.
«Далека от совершенства»
Сейчас в Иркутске реставрируют восемь домов – памятников деревянного зодчества. Как заверили в АРПИ, восстановление зданий «ведётся согласно федеральному законодательству». Строениям возвращают их первоначальный облик. Более того, используют исторические материалы и уникальную технику резьбы тех времён. Впрочем, признал Николай Агафонов, это не всегда так получается. «В Иркутске, как и во всей стране, школа реставрации далека от совершенства. Надо учитывать уровень подготовки строителей и мастеров. Но мы стремимся воссоздать старинный облик Иркутска», – добавил собеседник.
Несмотря на то что реставрация подразумевает использование только исторических материалов, в Иркутске у деревянных памятников появляются современные забетонированные фундаменты. Специалисты признают, что Иркутск не возвращает себе былую красоту, а обрастает «стилизованными новоделами».
На сегодняшний момент активные работы по восстановлению памятника ведутся по адресу: Декабрьских событий, 17. На момент продажи объекта на месте дома стояли обуглившиеся развалины. Здание почти до основания сгорело. Планируется, что к концу следующего года здесь появится «старинный» особняк, который будет украшен кружевной резьбой и наличниками. Сейчас, рассказали в АРПИ, начались реставрационные работы, уже подготовлена площадка для заливки фундамента бетоном.
Власти города неоднократно подчёркивали, что «памятник должен работать». Поэтому идея размещения кафе, административных офисов, филиалов банков для особых клиентов предпочтительнее варианта использования отреставрированных домов в качестве жилья. Однако современное использование исторических зданий часто подразумевает внутреннюю перепланировку. «Если в доме была печь особой кладки или резной потолок, мы обязываем инвестора восстановить их. В целом же внутренняя планировка дома проектируется в соответствии с пожеланиями инвестора», – добавил Николай Агафонов.
Что разместится на Рабочего штаба, 4, пока не сообщается. Будет ли внутренняя перепланировка здания, тоже неизвестно. Инвестор отказался от комментариев. В идеале иркутяне должны получить отреставрированный памятник деревянного зодчества, который сможет к тому же приносить дивиденды. Какая судьба ожидает дом на улице Седова, 64, никто предсказывать не берётся. Памятнику остаётся ждать инвестора, который им заинтересуется.