издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мусорный вопрос

Росприродназдор требует построить в Иркутской области новый полигон для мусора

Управление Росприроднадзора по Иркутской области на этой неделе направило в региональное правительство обращение. В нём идёт речь о скорейшем решении вопроса по строительству нового полигона ТБО. Также в обращении говорится о необходимости принятия решений, направленных как на ликвидацию накопленного экологического ущерба, так и на предотвращение роста количества несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов в будущем.

По данным, имеющимся в управлении, на территории Иркутского и Шелеховского муниципальных образований ежегодно образуется 1192286,3 и 199735,3 тонны отходов соответственно. При этом на рассматриваемой территории функционируют всего два полигона твёрдых бытовых отходов, эксплуатируемых МУП «Спецавтохозяйство» и ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» – филиал «ИркАЗ СУАЛ».

В ведомстве сообщают, что полигон ТБО, эксплуатируемый МУП «Спецавтохозяйство», введён в строй в 1963 году. При проектной мощности наполнения полигона 601830 тонн в год плановый срок завершения эксплуатации полигона – 2015 год; полигон ТБО, эксплуатируемый филиалом «ИркАЗ СУАЛ» ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания», введён в действие в 1971 году. При этом, согласно проектным данным, эксплуатация полигона до планируемого периода заполнения – 2020 года возможна при условии соблюдения годовой мощности объекта – 43277,4 тонны в год. 

«Однако стабильный рост числа несанкционированных свалок ТБО приведёт к тому, что годовая мощность наполнения функционирующих полигонов не только не позволит ликвидировать накопленный экологический ущерб, но и ставит под серьёзную угрозу экологическое благополучие территории, поскольку размещать твёрдые бытовые отходы уже в обозримом будущем негде», – отмечают в ведомстве. Таким образом, острая необходимость скорейшего рассмотрения вопроса о строительстве и вводе в эксплуатацию нового современного полигона для захоронения твёрдых бытовых отходов очевидна.

В обращении, направленном в правительство региона, Росприроднадзор призывает обратиться к главам Иркутского и Шелеховского муниципальных образований с предложением изыскать на своих территориях земельные участки, потенциально пригодные для данной цели.

Как сообщила «Сибирскому энергетику» помощник прокурора Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Татьяна Антипина, по результатам проверок в Иркутском районе в девяти муниципальных образованиях были выявлены несанкционированные свалки. Прокуратура направила заявления в Иркутский районный суд о признании незаконным бездействия должностных лиц. «Все наши заявления были рассмотрены и удовлетворены, – говорит Татьяна Антипина. – В настоящее время эти свалки ликвидированы, в том числе две в посёлках Урик и Никольск. Сейчас только одна свалка ещё функционирует в Сосновом Бору». 

Накопленные годами 

Всего, по данным природоохранной прокуратуры, в Иркутской области насчитывается 444 несанкционированные свалки, общая площадь которых занимает 906,1 га. В 2011 году образовалось 102,9 млн. тонн мусора. В 2010 году эта цифра составляла 70 млн. тонн. В государственном реестре размещения ТБО, которое ведёт министерство природных ресурсов по Иркутской области, официально действуют всего 24 полигона для захоронения отходов. 

Однако в настоящее время эти полигоны исчерпали свои мощности и подлежат закрытию с последующей рекультивацией. При этом на территории Иркутской области отсутствует мусороперерабатывающий завод, а транспортировка отходов на достаточно отдалённое расстояние требует значительных финансовых затрат для муниципалитетов, которым на эти цели не хватает собственных средств. 

Как сообщил «Сибирскому энергетику» председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания региона Юрий Фалейчик, проблема с размещением твёрдых бытовых отходов сама по себе не решается. «Строительством полигонов должны заниматься муниципальные власти второго уровня, а за уборку мусора в селениях отвечают местные власти первого уровня, – поясняет Юрий Фалейчик. – Однако единодушия в этом нет, районы не выделяют средства на строительство полигонов, а в сельской местности не следят за уборкой мусора, в итоге проблема накопилась до удручающих масштабов. Сложность в том, что в Приангарье решением «мусорной» проблемы начали заниматься только точечно. К примеру, в Ольхонском районе, когда ситуация дошла до крайности, начали что-то делать, и то потому, что это Байкал – всемирное наследие», – говорит чиновник. 

По мнению Юрия Фалейчика, такая ситуация сложилась по двум причинам: первая – дефицит бюджета, как было сказано выше, и вторая – отношение жителей к площадям, к территориям и к землям. «У нас их слишком много, и слишком много нерационально используется, – отметил Юрий Фалейчик. – Соответственно, нет бережного отношения к земле, к мусору, к экологическим проблемам ни у отдельного человека, ни у отдельного представителя власти». К примеру, из всех земель сельхозназначения, которые ранее занимали колхозы и совхозы под пашни и угодья, обрабатывается только половина, а вторая половина брошена, зарастает мусором. «Просто гигантское количество неиспользуемых земель создаёт иллюзию, что ничего страшного не произойдёт, если я выброшу пакетик под кустами, если я не довезу до полигона грузовичок с мусором. Пространство огромное, контроль слабый, кругом безнаказанность. У нас есть программа защиты окружающей среды, но она решает проблему точечно». 

Напомним, в августе 2012 года была утверждена федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы». В рамках данной федеральной программы запланировано большое количество масштабных мероприятий – к примеру, строительство шести полигонов на территории Иркутского, Ольхонского, Качугского, Слюдянского районов. Однако пока средств на строительство полигонов не выделено. Кроме того, запланирована рекультивация четырёх несанкционированных свалок на землях Центральной Байкальской природной территории. Планируется строительство мусоросортировочных комплексов, однако мусороперерабатывающих заводов пока нет в планах. «Во всём мире уже ведётся селективный сбор мусор, а у нас просто мусор собрать не в состоянии», – отметил Юрий Фалейчик. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры