издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Там, где нефть выходит к морю

Корреспондент «Сибирского энергетика» побывал в порту Козьмино

Маршрут нефтепровода ВСТО, эффектным жестом утверждённый президентом Владимиром Путиным в апреле 2006 года после многочисленных акций протеста, наверняка известен многим жителям Иркутской области: Тайшет – Сковородино – Козьмино. Некоторые, возможно, даже бывали в начальном пункте и лично видели, где начинается труба. Конечная точка нам известна разве что по статье в «Википедии» и фотографиям в Интернете. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ воспользовался выпавшим ему шансом и, ни секунды не раздумывая, принял приглашение на пресс-тур в спецморнефтепорт Козьмино.

«Курительные принадлежности оставьте в салоне!» – предупреждают журналистов, когда автобус, преодолев больше двухсот километров по извилистой двухполосной дороге от Владивостока, тормозит на стоянке рядом с вывеской «Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино. Площадка железнодорожных эстакад». До самого спецморнефтепорта отсюда 

24 км: 23 км вдоль трубопровода до нефтебазы и ещё километр до береговых и причальных сооружений, прилегающих непосредственно к терминалу, к которому швартуются танкеры. На эстакаду, в свою очередь, приходят цистерны со станции Сковородино, что в Амурской области. Она, напомним, пока является конечной точкой первой очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», известной под аббревиатурой ВСТО-1. Между тем линейная часть ВСТО-2 уже построена и её начали заполнять нефтью: 1 октября «чёрное золото» дошло до границы Приморского края, а в Козьмино прибытия нефти по трубе ожидают в ноябре. 

Из цистерны в трубу

Пока действует та схема, что была запущена в 2009 году: по трубопроводу нефть идёт до Сковородино, а оставшиеся 2,1 тыс. км её транспортируют по железной дороге до площадки, где находятся две эстакады. Здесь её сливают и направляют на нефтебазу, где находятся 10 огромных резервуаров, каждый из которых рассчитан на 50 тыс. тонн. Для того чтобы наполнить их, площадка железнодорожных эстакад ежедневно принимает до 10 составов по 72 цистерны в каждом. Правда, разгрузить десяток эшелонов за сутки получается только летом, когда на разгрузку одного уходит чуть менее двух с половиной часов, зимой же на это потребуется все четыре. «Вы, наверное, знаете, что в Сковородино до 50 градусов [ниже нуля] бывает, – объясняет директор площадки железнодорожных эстакад Дмитрий Клеянкин. – Когда нефть выходит из подземного нефтепровода, она ещё тёплая, но за пять суток в пути прилично остывает и может прийти к нам зимой с температурой до минус 20 градусов». 

Для того чтобы можно было её нормально слить и прокачать на нефтебазу, где формируются танкерные партии, необходимо нагреть её как минимум до пяти градусов выше нуля. С этой целью используется установка разогрева и слива нефти, тепло на которую подаёт котельная, где установлены три финских котла общей производительностью 66 тонн пара в час. Топливом для них служит та же самая нефть, что прокачивается по ВСТО. 

По завершении дноуглубительных работ второй причал сможет принимать суда
дедвейтом до 150 тыс. тонн

«Кроме того, на нашем объекте есть масса вспомогательных производств, – продолжает Клеянкин. – Вот, например, автоматизированная пожарная система, работающая без участия человека: насосы и запорная арматура в случае ЧП срабатывают самостоятельно». Помимо пожарной безопасности большое внимание на площадке железнодорожных эстакад, как и во всём Козьмино, уделяют защите окружающей среды. Насосные установки и прочее оборудование смонтированы на мощных бетонных фундаментах, что исключает попадание нефти в почву. 

В глаза бросаются резервуары, в которые собираются сточные воды. Их отстаивают для того, чтобы отделить примешавшуюся нефть и подать её в трубу, а оставшуюся воду перекачивают на нефтебазу, где находятся очистные сооружения. «У нас сейчас работают аудиторы, которые отслеживают, как мы себя ведём в вопросах экологической безопасности и охраны труда, – добавляет директор площадки железнодорожных эстакад. – Мы всегда успешно проходим их проверки». 

Пишущую братию, впрочем, интересует судьба площадки после того, как будет запущена вторая очередь ВСТО. Оказывается, консервации не будет – её сохранят в качестве резервной схемы подачи, а поначалу и вовсе будут использовать параллельно с трубой. Конечно, объёмы перевалки снизятся. «Если сегодня мы сливаем десять поездов, то будет два-три, так что относительно годового плана [грузооборот], может быть, раза в четыре уменьшится, – полагает Клеянкин. – Но ни о каком закрытии речь не идёт, терминал в Сковородино тоже будет функционировать. Эта цепь не разорвётся». Есть планы и по совместному использованию площадки с ОАО «НК «Роснефть», если госкомпания реализует проект по строительству Приморского нефтеперерабатывающего завода, который должен расположиться неподалёку. 

Нефтепровод готов, осталось испытать

Следующим пунктом в программе пресс-тура ожидаемо становится площадка приёма нефти (ППН) – по сути, конечная точка линейной части ВСТО-2. Здесь заканчивается нефтепровод, который начали строить в Тайшете 28 апреля 2006 года и завершили в Козьмино 9 сентября 2011 года. Об этом напоминает крупная надпись с названиями обоих населённых пунктов на белой трубе, выходящей из-под земли. 

Нефть по ней должна пройти уже в ноябре. Когда именно, начальник ППН Виктор Ильяшевич не уточняет. «Скажем так: к концу октября мы должны полностью подготовить площадку, испытать оборудование и обучить весь личный состав», – говорит он. Комплексные испытания системы измерения количества и показателей качества нефти вместе с остальным оборудованием проводятся в настоящее время, и проходят они, по словам нашего собеседника, в штатном режиме и без особых замечаний. Уже через месяц насосы и прочие машины начнут круглосуточную работу: нефть, пришедшую по трубе из Восточной Сибири, нужно будет прокачивать дальше, к наливному терминалу. Объём прокачки предстоит немаленький – до 30 млн. тонн ежегодно, как и предусмотрено проектом ВСТО-2 без учёта дальнейшего расширения. 

Перед наливом в танкер нефть проходит через
СИКН-систему измерения и показателей качества

Управлять перевалкой, очевидно, будут из территориального диспетчерского пункта – солнечной комнаты в административном здании на сопке над причалом. Это одна из трёх диспетчерских (ещё две находятся на железнодорожной эстакаде), но именно отсюда осуществляется централизованное управление всеми процессами, связанными с отгрузкой нефти на танкеры. Главный диспетчер и его помощник, сидящие здесь, руководят приёмкой сырья на эстакаде и перекачкой его на нефтебазу, отслеживают формирование танкерных партий, готовят технологическую схему налива судов и организуют работу того персонала, что непосредственно отгружает нефть. 

«На специализированных рабочих местах – мониторах – видны все процессы от ближайших к нам НПС до причала», – сообщает заместитель начальника диспетчерской службы спецморнефтепорта Козьмино Александр Орищенко. А при возникновении нештатных ситуаций – изменении давления или других показателей работы оборудования – срабатывает световая и звуковая сигнализация. В течение тех нескольких минут, что длится короткая экскурсия, находящийся в комнате диспетчер продолжает спокойно работать, не обращая ни малейшего внимания на рассредоточившихся фотографов и телеоператоров. «Запускаем второй, выводим на режим, после запускаем первый», – отдаёт он указания по рации. И, выслушав неразборчивый для уха стороннего слушателя ответ, прибавляет: «Согласовываем пуск при наличии готовности с мест». 

«ВСТО» вместо «Дубая»

В территориальном диспетчерском пункте контролируют технологические процессы во всём порту

Тем временем наверху, на крыше административно-бытового корпуса, заместитель генерального директора по товарно-транспортным операциям ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» Сергей Долгих рассказывает о том, куда отгружают нефть из порта. С того места, где он стоит, окружённый журналистами, открывается великолепный вид на береговые сооружения и сам причал – переплетение труб, мало напоминающее привычный пирс. Слева, на берегу, среди зданий в корпоративной бело-синей раскраске можно рассмотреть дом, в котором располагается ещё одна система измерения количества и показателей качества нефти. Внутри, как выясняется позже, 16 труб с задвижками, через каждую из которых при наливе танкера ежечасно проходит до 2 тыс. кубометров нефти в час. Скорость налива равняется 14 тыс. кубометров в час, а одновременно в работе находится восемь-девять линий. Когда в порту запустят второй причал и можно будет наполнять два танкера одновременно, использоваться будут все трубы. 

Из нефти, заливаемой в танкер, обязательно отбирают пробу и делят её на пять частей: одну отдают на анализ в расположенный неподалёку блок качества, две передают на судно – капитану и получателю, ещё две остаются на приёмо-сдаточном пункте и хранятся на нём в течение месяца. В порту отмечают, что случаев, когда «чёрное золото» из Восточной Сибири не проходило по качеству, не было ни разу.  Сергей Долгих подчёркивает, что марка нефти ESPO (то есть East Siberia – Pacific Ocean, что в переводе означает «Восточная Сибирь – Тихий океан») по многим показателям превосходит сорт Dubai, который пока является доминирующим на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Достаточно сказать, что содержание серы в восточносибирской нефти не превышает 0,7%, а на практике оказывалось ненамного выше 0,6%, тогда как доля серы в сырье из Объединённых Арабских Эмиратов составляет 2,13%. «Сейчас, конечно, «Дубай» превалирует, но я думаю, сорт «ВСТО» постепенно будет его вытеснять», – не без оснований уверен Долгих. 

Линейная часть ВСТО-2 уже готова, и в ноябре нефть
по ней дойдёт до Козьмино

В том, что восточносибирская нефть востребована за рубежом, сомнений нет. Причём речь не только о Китае, куда уходит четверть танкеров, наполняемых в Козьмино. На первом месте из направлений экспорта стоит Япония: 30% отгружаемого через порт сырья. Тройку лидеров замыкают США – 21%. Затем идут так называемые малые страны – Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Южная Корея. Два танкера в конце прошлого года ушли в Перу. 

Речь, кстати, о судах дедвейтом или, в сухопутных терминах, грузоподъёмностью 100 тыс. тонн (хотя спецморнефтепорт может принимать корабли до 150 тыс. тонн). К сожалению, увидеть вживую загрузку подобного танкера типа «Афрамакс» не удалось – один из них как раз отшвартовался утром, когда мы только ехали из Владивостока. И вместо впечатлений от немалых размеров корабля, пусть и уступающего по своим показателям гигантам-супертанкерам, приведём лишь несколько цифр: на то, чтобы наполнить «Афрамакс», уходит около 14 часов без учёта таможенных процедур и прочих формальностей. Ежемесячно из порта уходят 13-14 судов, иными словами, на экспорт отправляется 1,3 – 1,4 млн. тонн нефти. С момента запуска терминала в 2009 году было отгружено около 42 млн. тонн, из которых 10 млн. тонн – за январь–август 2012 года. 

Пока мощности порта позволяют переваливать 15 млн. тонн, но вскоре, когда будет запущен второй причал, эта цифра удвоится. «Береговая часть уже готова, трубопровод сделан, всё действует, ждём, пока закончатся дноуглубительные работы», – с этими словами Долгих поворачивается лицом к бухте. Там, куда он указывает, работает земснаряд – своеобразный морской экскаватор, зачерпывающий грунт и перекладывающий его в шаланду. Завершить дноуглубление планируют до конца октября, а уже в ноябре-декабре ко второму причалу должен пришвартоваться и встать под пробную загрузку первый танкер. 

Продолжая свой рассказ, заместитель гендиректора порта показывает на покачивающиеся на волнах боновые ограждения. Это «морской огород» – гребешковая ферма, где разводят моллюск, чья раковина красуется на эмблеме концерна Shell. Создали её для мониторинга экологической обстановки: в тканях гребешка накапливаются загрязняющие вещества, и по их состоянию можно судить о качестве морской воды. Нужно сказать, что за два года существования фермы нефти в них ни разу не обнаружили. Вдобавок численность моллюска начала расти, так что на «морском огороде» завелись морские звёзды, питающиеся моллюсками, и мидии. 

– А на стол к вам гребешок попадает? – интересуется у Долгих кто-то из присутствующих.

– К «звёздам» он на стол попадает, – улыбается тот в ответ. – Ещё раз повторю: он создан не для употребления в пищу, а для мониторинга акватории. Но в будущем, если гребешок будет очень интенсивно размножаться, не исключено, что какая-то часть будет идти в столовые. 

Мощность по нарастающей

«О закрытии железнодорожных эстакад речь не идёт», – утверждает Дмитрий Клеянкин

Свернув в сторону экологии, разговор возвращается к вопросам экспорта нефти. Если точнее, к планам по наращиванию поставок до предусмотренных расширением второй очереди ВСТО 80 млн. тонн в год. Как сообщил начальник управления общественных коммуникаций и связей со СМИ ОАО «АК «Транснефть» Игорь Дёмин, на полную мощность трубопровод должен выйти к 2017 году. Но многое будет зависеть от планов нефтедобывающих компаний, поставляющих сырьё в трубу. Особые надежды возлагаются на Юрубчёно-Тохомское нефтегазоконденсатное месторождение в Красноярском крае, которое осваивает дочерняя компания «Роснефти». Напомним, оно вместе с Куюмбинским месторождением должно быть подключено к ВСТО при помощи нефтепровода до Тайшета, под который уже начали рубить просеку. Завершить строительство трубы пропускной способностью 15 млн. тонн в год планируют в четвёртом квартале 2016 года. Однако Дёмин отмечает, что Иркутская область «достаточно перспективна с точки зрения «малышей» – небольших в сравнении с «Роснефтью» нефтяных компаний». Относительно мелкие месторождения в будущем могут дать существенный приток в ВСТО, то же касается и не разведанных пока ресурсов Якутии. Многие специалисты предсказывают череду открытий в республике, возможных при одном существенном условии: если вырастут расходы на геологоразведку и объёмы разведочных работ. Так или иначе, в «Транснефти» ожидают, что в следующем году через Козьмино будет отгружен 21 млн. тонн нефти – именно на такой объём подали заявки добывающие компании, – хотя пропускная способность терминала будет увеличена до 30 млн. тонн.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры