«Дорожный узел надо развязывать»
Об этом заявил руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин на Култукском перевале федеральной автомагистрали М-55 «Байкал»
По добротному участку дороги с чёткими разделительными линиями, выкрашенными барьерными ограждениями, аккуратно прибранными обочинами ехать приятно любому водителю. На автомагистрали М-55 это участок с железнодорожным переездом на станции Глубокая (74 км). Полдесятка подрядчиков трудились на этом сложнейшем инженерном сооружении 2,5 года и сделали современную трассу второй технической категории.
– А когда вся дорога от Байкальска до Иркутска будет такой? – поинтересовались журналисты у проектировщиков ОАО «Иркутскгипродорнии», прибывших в Култук на встречу с руководителем Росавтодора Анатолием Чабуниным. На обочине дороги за железнодорожным переездом они занимались установкой стендов со своими проектными наработками для демонстрации высоким гостям.
– Некоторые участки здесь строились лет 50 назад, – ответил главный инженер проекта Владимир Светник. – Сооружались они военными строителями по старым нормам и СНиПам и сегодня уже не соответствуют современным требованиям.
– На автомобильной дороге Иркутск – Улан-Удэ на участках горных перевалов нужно прокладывать новую трассу, – добавил директор проектного комплекса Владимир Ступаков. – Над чем мы и работаем.
В настоящее время закончен проект по обходу «Тёщиного языка» – 44–57 км автодороги Иркутск – Улан-Удэ – с его недопустимыми даже для дороги четвёртой технической категории углами поворотов. Проектом предусматривается спрямление трассы, что обеспечит безопасное и комфортное движение. Кроме того, на этих горных участках – узкое и опасное место путепровод на 96-м километре. С одной стороны отвесная гора, с другой – обрыв. Сейчас заканчивается разработка проекта реконструкции путепровода и подходов к нему. По информации главного инженера проекта Алексея Сушкова, проект готовится к передаче на экспертизу. Когда удастся его реализовать, а заказчик – управление дороги «Прибайкалье» – на это нацелен, то будет построено 9,7 км современной дороги второй технической категории. Это избавит водителей от чрезвычайных происшествий и сэкономит пробег автотранспорта на 2,7 км.
Подготовлена также проектная документация на реконструкцию железнодорожного переезда на 101-м километре трассы с двухкилометровыми подходами к нему. Он последний на автодороге М-55 от Иркутска до Читы, не отвечающий современным нормативным требованиям. Здесь пересекаются в одном уровне две стратегические магистрали – автомобильная и железнодорожная. Сегодня по этому участку проходит до 6 тысяч автомобилей в сутки, во время движения составов на нём образуются часовые пробки, особенно зимой. Специалисты же прогнозируют в ближайшее время рост интенсивности движения.
За обсуждением проектных разработок и застал нас руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин, возвращавшийся из Улан-Удэ.
– Путепровод устранит проблему с заторами, – одобрил проект столичный гость. – А как будем проходить весь участок от Култука до Байкальска? Дорога не нормативная, поворот на Слюдянку идёт почти под прямым углом, этого надо избегать. Интенсивность поездов и автотранспорта высокая, заторы будут расти, узел этот необходимо развязывать.
Чабунина тут же стали знакомить с вариантами обхода Слюдянки. Их несколько: по горной местности, с использованием тоннелей, а более детально проговаривался эстакадный, вдоль берега Байкала.
На территории района создана туристско-рекреационная зона. Для её развития необходима транспортная инфраструктура. Многие приедут посмотреть Байкал, Кругобайкальскую железную дорогу, зимой при наличии хорошей безопасной дороги получит дальнейшее развитие горнолыжный туризм Байкальска. И, наконец, с выводом трассы за пределы Слюдянки не будет заторможено её развитие.
– Давайте рассматривать самые разные варианты, в том числе по трассе ЛЭП, здесь необходимо проработать вопрос с энергетиками по совместному использованию трассы, – заключил главный дорожник России. – Рядом Байкал – центральная экологическая зона, которая накладывает много ограничений, стратегические объекты ОАО «РЖД». При этом объект затрагивает интересы двух субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Республики Бурятия. Может так случиться, что нам понадобится правительственное решение. И напомнил, что грандиозные объекты Сочи и Владивостока позволили приобрести тот опыт, который поможет реализовать самые смелые решения.
Присутствующие убедительно обосновали руководителю Росавтодора, что стандартная схема выполнения проектных работ в один этап здесь не годится. Необходимо выполнить предпроектные наработки: собрать исходные данные, провести изыскания и выбрать оптимальный вариант и потом уже запускать фазу проектирования.
Вернёмся к первому шагу в масштабной реконструкции участка М-55 – автодорожному путепроводу на 101-м километре. Это последнее, пятое по счёту, и самое сложное инженерное сооружение от Иркутска до Читы. Протяжённость нового участка 2,8 км, начало берёт от АЗС Роснефти и дальше по склону прилегающей к существующей дороге горы, только с обратной её стороны, выход – на 104-м километре. Путепровод высотой 10 и длинной 212 метров разместится в полсотне шагов от существующего переезда. Он совмещает переезд и мост через реку Култушную, спланирован как семипролётное инженерное сооружение – из четырёх металлических и трёх железобетонных пролётов. Это будет современная трасса с шириной проезжей части 7,5 метра – словом, участок второй технической категории. Правда, и работы на нём невпроворот. Одной земли предстоит перелопатить 314 тыс. куб. м, площадь асфальтобетонного покрытия без малого 27 тыс. кв. м, металлического барьерного ограждения около 4 тыс. погонных метров, стоимость проекта 1,3 млрд. рублей.
– Когда будут проведены торги на строительство? – поинтересовались журналисты у начальника ФКУ Упрдор «Южный Байкал» Александра Битуева, которое и является заказчиком.
– На прошлой неделе мы получили из Москвы утверждённую документацию, в сентябре сформируем конкурсную документацию, в октябре-ноябре проведём торги. На этот год нам выделено 50 миллионов рублей, так что нынче и приступим к работам.
А ещё Александр Битуев добавил: «Мы настраивали Чабунина не на стройки Бурятии, а именно на этот объект и уверены, что построим его не за три, как планировали, а за два года». Что же касается проектов масштабной реконструкции участка Култук – Слюдянка автомобильной дороги М-55 «Байкал», то сейчас самое время начать подготовительные работы, чтобы, когда в 2014 году стройки в Сочи завершатся, было где применить и технологии, и технику, а главное, обеспечить работой тысячи людей, занятых в дорожном строительстве. Для Сибири и Дальнего Востока эта стройка будет иметь не только экономическое, но и политическое значение.