издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Творчество по графику

  • Автор: Елена ПОСТНОВА, студентка 5 курса ИГУ

Сегодня вы держите в руках 300-й выпуск «Сибирского энергетика». За 9 лет своего существования наша газета успела вырасти из многотиражки иркутских энергетиков в отраслевое издание, подписаться на которое может любой житель нашей страны. Сегодня у нас 10 тысяч читателей. И редкий из них знает, что творится на журналистской кухне. Рождение темы заметки, поиск информации, её проверка на разных уровнях, осмысление и, наконец, написание текста остаётся за кадром. Порой путь от замысла до выхода материала занимает месяц, порой у корреспондентов есть всего несколько часов. «Сибирский энергетик» решил рассказать своим читателям, как мы делаем газету.

Как правило, представление о работе журналиста у читателей создаётся из многочисленных телевизионных сериалов. Сюжет везде примерно один и тот же: репортёр врывается в кабинет редактора с фразой «Вся первая полоса моя!», обещает сенсацию, но так и не называет тему своего материала и точную дату сдачи текста. Редактор благодушно выслушивает супермена-спецкора. Он готов ждать «горячего материала» до вечера. Затем журналист, заручившись поддержкой руководства, отправляется на короткое интервью. Там ему выдают сразу всю информацию, сообщают вопиющие факты. Через несколько часов «шедевр» готов. Теперь корреспондент может  расслабиться до получения гонорара. 

В поисках сенсации

Утро. Пятница. Любимый день недели рабочего населения страны. И только в редакции пятница не последний, а первый день. В киосках только начали продавать свежий номер газеты, а в редакции в это время уже идёт обсуждение следующего выпуска. Часто сами читатели дают информационные поводы для публикаций. Пятница – время обсудить звонки, а также письма в редакцию: чаще с жалобами и просьбами разобраться, реже – со словами благодарности, а порой и с предложениями по изменению подходов в работе редакции. 

«Наши люди практически делают за вас репортаж, но зарплату получают другие. Задевает. Поэтому предлагаю всегда вписывать в соавторство того, с кем работали». Коллеги несколько дней цитировали эти строчки из письма в редакцию. Считается, что журналист – творческая личность, которая не подчиняется никакому расписанию. Бытует мнение, что написание заметок происходит в авральном режиме, сбор информации заключается лишь в беседе с одним человеком. 

Мария Никульшеева, обозреватель «Сибирского энергетика», перешла в редакцию меньше двух лет назад из информагентства. Маша нашла свою газетную нишу – новости нефтяной и газовой отраслей. Гуманитарий по натуре, Мария признаёт, что теперь приходится разбираться в тонкостях добычи углеводородов. «Газетный материал, в отличие от сообщения информагентства, содержит не только новость, но и её оценки, комментарии, прогнозы развития ситуации. Я занимаюсь проблемными темами. Поэтому приходится вникать в мелочи, связываться с полицией, прокуратурой, ФСБ, различными надзорными органами. Общаться с огромным количеством людей, занятых в разных сферах», – рассказала Мария.

До позднего вечера верстальщик с редактором работают над внешним видом очередного выпуска

В поисках ответов на все вопросы анонсированный в августе текст журналист может сдать, к примеру, лишь в октябре. Время необходимо для того, чтобы вникнуть в проблему и сделать её доступной для понимания неспециалистов. После того как получилось собрать информацию, проверить её, автор не всегда уверен, что все факты пойдут в печать. Как правило, ньюсмейкеры, особенно должностные лица, настаивают на сверке своих цитат. Возникают случаи, когда после интервью люди отказываются от своих слов, просят не разглашать до поры определённых фактов. «Когда становишься обладателем значимой эксклюзивной информации, начинаешь жить в страхе, что она уйдёт в другое СМИ. 

Находишься в постоянном напряжении: вдруг человек попросит не печатать его слов? И тогда ты встаёшь перед выбором: либо сохранить отношения с ньюсмейкером, либо всё-таки удовлетворить свои профессиональные амбиции, сделать эту информацию достоянием многих людей», – добавила Мария.

Журналист должен быть немножечко дилетантом, иначе будет не понят, говорят в редакции. Поэтому, несмотря на условно существующую специализацию, один человек в номер может готовить сразу несколько материалов на различные темы: про коммунальную проблему, новый проект в энергетике, про экологию. 

«Нельзя впихнуть невпихуемое» – одна из любимых фраз Губермана, цитируемая редактором в процессе сокращения текста. Всё по теме, ничего лишнего. Иногда после часового интервью в тексте остаётся лишь одна фраза. Это также вызывает недопонимаение собеседников издания, приходится слышать упрёк: «Я на вас целый час потратил». 

Обозреватель «Сибирского энергетика» Егор Щербаков, не журналист по образованию, начинал тоже с информ-агентства. «Со мной был случай. Пришёл за комментарием к руководителю одного из надзорных органов. Факты мужчина рассказывал интересные, нужные. Но при расшифровке диктофонной записи приходилось постоянно «вырезать» непечатные слова», – с улыбкой рассказал Егор.

Ради нескольких строчек в газете

Многотонные машины печатают газеты со скоростью десять тысяч экземпляров в час

Без командировок и дальних поездок ни одна газета не обходится. Порой о том, что придётся ехать за сотни километров, журналист узнаёт меньше чем за сутки. «Был сентябрь 2010 года. Позвонили из московского офиса «Газпрома»: у нас мероприятие в Братске. Говорят, от вас, из Иркутска, близко. 18 часов в поезде – времени уже не было. Пришлось ехать на автобусе, где особенно не поспишь. 650 километров. Потом после трёхчасового ожидания на место – из Братска в посёлок Зяба. Так что романтики мало», – вспомнил Егор.

Алёна Махнёва пришла в «Сибирский энергетик» в 2010 году тоже из информагентства. На момент подготовки этого номера Алёна находилась в командировке на севере Иркутской области. В четверг прямо из аэропорта, не заезжая домой, она направилась в редакцию. Алёна говорит, что почти недельная командировка подарила ей море впечатлений. Командировки Алёна называет одним из самых интересных моментов в журналистской работе. 

– Ты едешь в новое незнакомое место, где обязательно знакомишься с разными людьми, – рассказала она. – Никогда не знаешь, что тебя ждёт впереди. Сегодня вернулась из одной из самых долгожданных командировок. Давно хотела попасть на нефтяное месторождение. С фотографом Дмитрием Дмитриевым были на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении, которое разрабатывает Иркутская нефтяная компания. Нам сделали подробную,  насыщенную техническими тонкостями экскурсию по разным объектам. Мне удалось побывать на буровой установке и увидеть своими глазами, как добывают нефть. Перелёт на Ан-24, ежедневные поездки на вахтовой машине, зато в следующем номере «Сибирского энергетика» будет репортаж с нефтепромысла.

Индивидуальный подход

Написать тексты – ещё не значит сделать газету. Электронную версию газеты создаёт верстальщик. Именно от работы этого человека зависит, каким будет лицо издания.  Индивидуальный стиль «Сибирского энергетика» разрабатывал Михаил Хохряков: какие использовать шрифты в заголовках, рубриках, подзаголовках, при цитировании, где и как размещать подписи авторов текстов и фотографий. Вёрстка длится целый день. До позднего вечера верстальщик с редакторами работает над внешним видом очередного выпуска. 

«В нашей газете есть железные правила. Например, мы не можем вдруг прижать строчки, изменить размер букв. Важно, чтобы газета имела своё лицо. Если вдруг материал не входит, приходится жертвовать размером фотографий или самим текстом, то есть сокращать его. Но мы не нарушаем единый стиль», – рассказал тонкости работы верстальщика Михаил. 

В журналистике Михаил уже 12 лет и, кроме вёрстки, занимается фотографией. «Работаем с коллегой Мариной посменно  (Марина Южакова начинала верстать «СЭ» ещё как корпоративное издание. – Авт.). Когда есть свободное время, занимаюсь репортажной съёмкой. В этот раз взял ночную съёмку в типографии», – добавил Михаил.

Порой над созданием номера верстальщики вместе с редакторами засиживаются до позднего вечера. Но в типографию файл с выпуском должен попасть точно по расписанию. Иначе газета будет печататься в другой очереди, и есть шанс к утру не увидеть её в газетных киосках.

Космическая точность

Самыми первыми читателями «Сибирского энергетика»
становятся типографские работники

Удивительно, но самый яркий по картинке момент в создании газеты – это заключительный и самый короткий этап. 58 минут – именно за столько газета обретает свою материальную форму в типографии. Как правило, еженедельные издания печатаются в позднее время суток. Наша газета не исключение. Корреспондент «Сибирского энергетика» отправился в типографию «Облмашинформ» в час ночи. 

Гул машинного зала сначала обескураживает. Несмотря на сонное время, в большом зале кипит работа. Печатники, которые уже привыкли к монотонному шуму, громко включают музыку. 

Многотонные  машины печатают газеты со скоростью десять тысяч экземпляров в час. Человеческий глаз не успевает следить за всеми процессами. Рядом  со станками лежат большие рулоны бумаги, каждый весом 400 килограммов. Похоже это на гигантские мотки ниток. На столах – ёмкости с жёлтой, красной, синей и чёрной красками. Их, словно масло на хлеб, рабочие намазывают на валы в печатных машинах. И уже сама техника растягивает краску толщиной в сотые доли миллиметра. 

Словно по волшебству, через несколько минут на белых листах бумаги проступают лица людей, очертания зданий, название газеты. Текст материалов появится в последнюю очередь. «Типографское дело сравнивают с космическими технологиями. Здесь миллиметр считается уже большой величиной. Краска используется водоотталкивающая. Она не сохнет, она впитывается в бумагу. Представляете, какая микротолщина!» – рассказывает директор типографии Сергей Рожков.

В этом же зале газета собирается и упаковывается. Сотни пачек с газетами через несколько часов заберут экспедиторы. Ранним утором очередной выпуск «Сибирского энергетика»  появится в киосках города. В это время вся редакция соберётся на планёрке для обсуждения следующего номера.  Кого-то из корреспондентов может не оказаться в офисе. Значит, он уже на интервью или в командировке. Не бывало ещё случая, чтобы газета вышла с единственным сообщением: за неделю никаких примечательных событий не произошло, и поэтому писать не о чем. Даже если всю редакцию свалит грипп, газета всё-таки выйдет, в ней будут обычные рубрики, и читатель не узнает, что в редакции форс-мажор. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры