Революция по Энгельсу
Скамейки не горят и не промокают, тротуарная плитка не скользит, а бордюры принимают любые формы. На Аллее инноваций в Иркутске – новые экспонаты. Сегодня здесь можно постоять под светодиодным фонарём или попробовать приклеить объявление на специальный цоколь, защищающий фонарный столб. Городские власти объясняют, что таким образом хотят показать: инновации – это не только то, что родилось в кабинетах, но и то, что применяется на наших улицах. На какие разработки иркутских кулибиных можно посмотреть уже сейчас и чего ждать от них в будущем, выясняла Яна ВАСИЛЬЕВА.
Иностранные туристы и журналисты ходят по улице Фридриха Энгельса в Иркутске. Первые приходят сюда, чтобы сфотографироваться на фоне памятника жёнам декабристов и заглянуть в Дом Европы, вторым показывают в действии последние разработки местных новаторов. Сегодня на 500-метровом участке улицы самая высокая в городе концентрация различных новых технологий, которые мирно соседствуют с деревянной застройкой. Главный по инновациям, председатель комитета по экономике администрации города Алексей Альмухамедов, пришёл сюда в прошлую пятницу с журналистами. Сначала он обратил внимание прессы на бордюр в сквере княгини Волконской. Прямо на глазах у собравшихся его выкладывают двое рабочих: один с помощью специальной бордюроукладочной машины придаёт нужную форму, второй – фактуру состаренного кирпича. «Несколько дней назад через сквер проехал грузовик, часть бордюрного ограждения разрушилась, приходится ремонтировать», – рассказывает директор по развитию компании «Мастербордюр» Антон Ефимов.
Технология, по которой делается бордюр, американская. Вся техника – тоже. Основные материалы, которые используются, – бетон и речной песок. Последний в Иркутске оказалось найти непросто. «Обычно предлагают карьерный песок, но он не годится», – рассказывает Антон Ефимов. Подходящий песок, по его словам, должен быть чистым, без глины и круглой формы. Поэтому, чтобы соблюсти технологию, предпринимателям пришлось самим искать его по берегам реки. У инновационного бордюра две особенности: во время укладки ему можно придавать любую форму и делать его фактурным. Кроме того, он примерно на 10–15% дешевле обычного бетонного ограждения и имеет более высокий срок службы – около восьми лет. На удивлённый вопрос журналистов «Неужели устанавливаемые в городе бордюры рассчитаны на меньший срок службы?» Алексей Альмухамедов развёл руками. «Гранитное ограждение очень дорогое, а бетонное приходится менять через два-три года», – сказал он.
Ещё на более долгий срок службы рассчитаны другие новинки. По словам автора одного из проектов Елены Зелинской, скамейка из инновационного материала винизола может стоять десятилетиями и имеет кучу других достоинств. «Она не горит, не гниёт, не промокает», – перечисляет Зелинская. Выше обычного срок службы и у тротуарной плитки, которую изготавливают из песка и вторичных полимеров. Кроме того, она не скользит, а по цвету напоминает кирпич. «Если плитка хорошо переживёт зиму, будем внедрять её в массовое использование на улицах города», – говорит Алексей Альмухамедов, одновременно вытаскивая с края тротуара одну плитку, которую он крутит в руках и кладёт обратно.
Пройти проверку холодом и вандалами предстоит ещё двум экспонатам – светодиодным фонарям, которые более экономичны и рассеивают свет в радиусе 35 метров, и защитным цоколям из стеклопластика, оберегающим фонарные столбы от расклейщиков объявлений. Автор второй идеи, генеральный директор ООО «Динамика и дело» Вадим Сергеев, приклеивает на ПВА тетрадный листок, чтобы показать, что на инновационной поверхности клей действительно не держится и следов не оставляет. «Как только всё высохнет, можете сорвать и убедиться», – предлагает он собравшимся.
При этом некоторые экспонаты на «инновационной улице» проверку временем уже прошли. К примеру, несколько образцов нового дорожного ограждения было установлено здесь ещё прошлой зимой. У ограждения две особенности: к земле оно крепится с помощью винтового фундамента и покрыто специальной полимерной плёнкой, которая отталкивает грязь. «Его не нужно мыть и можно устанавливать в течение всего года», – говорит автор проекта.
Ещё один функционирующий пример «умных» технологий находится недалеко от улицы Энгельса – на пересечении улиц Декабрьских событий и Красногвардейской. Сегодня здесь расположена пока единственная в городе автономная остановка, где можно ждать общественный транспорт и одновременно с помощью wi-fi выходить в Интернет. Помимо бесплатного Интернета, на остановке есть информационное табло, которое показывает текущую температуру и время, и карта города. На крыше – солнечная батарея мощностью 400 Вт, от которой работают все встроенные в остановку устройства, под крышей – небольшая скамейка. Спросить, насколько всё это удобно, у местных жителей не удалось: сидевшая на остановке женщина, увидев толпу журналистов и работников мэрии, решила подождать трамвай в другом месте.
За сохранностью остановки и безопасностью находящихся тут людей следит видеокамера, также работающая от солнечных батарей. На сколько часов хватает солнечной энергии, автор проекта, руководитель ООО «Дисэр» Вячеслав Лунин, не сказал. «Всё зависит от погоды, но если неделю будет лить дождь, то у остановки есть резервный источник питания от обычной сети», – говорит он. Следующая такая остановка, только большего размера, скоро заработает на улице Чкалова, напротив отеля «Марриотт». В мэрии обещают, что она будет усовершенствована: помимо сведений о погоде на информационное табло там планируется выводить информацию о движении транспорта и террористической опасности, а также сделать лавочку с подогревом.