Бесценный дар музею
Уникальная коллекция картин ленинградских художников обретает новую жизнь
В конце 70-х – начале 80-х годов журналистские пути-дороги нет-нет да и приводили в Усолье-Сибирское, в частности на химический комбинат, крупнейшее в то время на востоке страны градообразующее предприятие. И я не упускал случая заглянуть во Дворец культуры химиков, точнее, в залы картинной галереи, расположенной на втором этаже нового великолепного здания. Увидеть коллекцию картин, отражающих историю Сибири – пребывание здесь протопопа Аввакума, Ермака, политических ссыльных… Внушительных размеров полотна, авторами которых являлись ведущие мастера ленинградской школы живописи, удивляли не только величиной, достоинствами письма, но и глубиной разработки темы, психологизмом. Такой коллекции, на взгляд ценителей, могла позавидовать любая, даже самая изысканная картинная галерея.
И вот свершилось то, о чём в своё время и мечтать не приходилось: нынешние владельцы картин, откликнувшись на предложение иркутян, передали произведения ленинградских мастеров в дар Иркутскому областному художественному музею имени Сукачёва. На безвозмездной основе!
Об истории создания коллекции, её непреходящем значении беседуем с директором художественного музея, заслуженным работником культуры России Еленой Зубрий.
– Итак, Елена Станиславовна, картины мастеров ленинградской школы живописи стали достоянием фондов музея. Какие чувства вы испытываете?
– Конечно же, чувства глубочайшей благодарности инициаторам, активным участникам сохранения, выявления и безвозмездной передачи произведений искусства в наш музей.
Немного предыстории. При проектировании Дворца культуры нефтехимиков в конце 60-х годов прошлого века возникла замечательная идея создания картинной галереи и размещения её в просторных и светлых залах. Она вылилась в грандиозную программу – создание художественной галереи из десяти больших полотен, отражающих историю Сибири. Идею поддержали все – от дирекции комбината до Совета Министров. И это понятно. Появление первой ведомственной картинной галереи, открытой для общества, было большим событием в культурной жизни города и хорошим примером для других регионов.
– Как формировалась галерея? Шутка ли – показать историю Сибири в нескольких картинах…
– Да, задача не из простых. В творческий процесс были вовлечены десятки людей – в разработку тем, отражающих историю Сибири от походов Ермака, Дежнёва до наших дней. Было несколько вариантов. Рассматривалась возможность заказать картины в Москве, где работала целая плеяда известных художников. Но в конце концов было принято решение разместить заказ в городе на Неве. В то время ленинградская школа была на высоте, объединяла замечательных художников, глубоко самобытных и талантливых. Мастера, взявшиеся за исполнение заказа, были широко известны у нас в стране и за её пределами. Их произведения хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, у нас, в Иркутском областном художественном музее, в картинных галереях Японии, Китая, Германии, Италии, Франции, в музеях и частных коллекциях многих других стран. Это народные и заслуженные мастера изобразительного искусства, действительные члены Академии художеств, лауреаты всевозможных премий Вячеслав Загонек, Евгений Мальцев, Леонид Кабачек, Ярослав Николаев, другие – всего десять боевых «штыков», зрелых и опытных мастеров живописи. Осенью 1970 года соглашение между химкомбинатом и Ленинградским художественным фондом было подписано и художники приступили к работе.
– Но чтобы писать Сибирь и сибиряков, надо по крайней мере пожить здесь, проникнуться темой, колоритом края, так не похожего на европейский…
– Так и случилось. Для создания натурных эскизов художники неодно-кратно приезжали в творческие командировки на берега Байкала, в Усолье-Сибирское, подолгу жили здесь. Люди и природа Сибири заинтересовали, в результате появились интересные портреты сибиряков и пейзажные зарисовки помимо заказа. Некоторые из них имеются в фондах нашего музея.
– Как долго продолжался творческий процесс по созданию сибирского цикла?
– Уже в 1973 году картины были готовы, и первыми их увидели земляки художников – ленинградцы. Резонанс был впечатляющий, да это и понятно: полотна отличались превосходной изобразительной культурой, а история Сибири вызывала активный интерес. В 1973 году картины уже экспонировались в городском Дворце культуры (сегодня – Дом детского творчества) Усолья-Сибирского, а позднее были перевезены в новый Дворец культуры нефтехимиков.
– Понятен огромный интерес усольчан к работам ленинградских художников. Об этом свидетельствует и восторженный тон публикаций в усольских газетах: «Картины – это золотой фонд нашего города… начало картинной галереи… наше духовное богатство». Несколько слов о содержании живописных полотен, их авторах.
– Исторический цикл представлен полотнами Вячеслава Кабачека «Ермак», Евгения Мальцева «Протопоп Аввакум» и Юрия Тулина «Землепроходцы». Конечно, нет смысла пересказывать содержание картин, художественные достоинства – их надо видеть. Однако нельзя не сказать о том впечатлении, которое они оставляют. Образ мятежного протопопа, к примеру, буквально потрясает: несмотря на тяжёлые испытания, Аввакум не согнулся – на фоне сурового байкальского пейзажа он выглядит не узником, а прорицателем, поборником духа.
Революционный цикл объединяет работы Андрея Мыльникова «Кандалами звеня», Бориса Корнеева «Ноябрь 1917 года в Иркутске» и Ярослава Николаева «Колчаковщина». Уже сами названия говорят о содержании. К слову, автор «Колчаковщины» народный художник Ярослав Николаев – сам свидетель трагических событий той поры. В течение ряда лет, начиная с 1919 года, он жил и работал в Иркутске. Его полотно наполнено драматизмом и отчаянием сломленных поражением войск адмирала Колчака. Многофигурная композиция погибающих войсковых частей, бредущих и тонущих в глубоком снегу, подана как вселенская катастрофа идей, надежд и веры тех, для кого Россия, ими любимая страна, была уже в прошлом.
Впечатляет и цикл работ, повествующих о современной России. В многофигурном портрете – картине «Химики» академик живописи Михаил Труфанов изобразил учёных химической лаборатории комбината. Художник длительное время общался с учёными комбината, хорошо узнал и полюбил этих людей, насмешливых и доброжелательных, приветливых и умных, и с большой теплотой изобразил их на полотне. Поражают грандиозностью и красотой окружающего мира три превосходно выполненных панорамных пейзажа: «Усолье-Сибирское» живописца и графика Владимира Френца, «Байкал» академика Вячеслава Загонека и «Ангара» народного художника Юрия Подлясского. Добавлю к этому, что все циклы объединяют не только единство замысла, высокий художественный уровень, время создания, большемерность полотен, но и то, что образы слагаются из выразительных и сильных характеров под стать монументальным пейзажам сурового сибирского края, проникнутых глубоким драматизмом и героическим романтизмом происходящих событий.
– В каком состоянии находятся подаренные музею картины? Когда иркутяне смогут увидеть их воочию?
– Увы, неумолимое время, отсутствие нормальных условий для хранения картин повлияли на состояние полотен. За последние десятилетия как единое образование галерея распалась, картины были переданы в разные подразделения бывшего комбината: курорт «Усолье», муниципальный Дворец культуры, ООО «Усольехимпром». Конечно же, картины требуют реставрации той или иной степени сложности. Сегодня эту непростую, ювелирную работу ведут наши реставраторы Светлана Тютикова и Галина Муравьёва. Сохранившиеся фотографии тех лет позволяют с точностью восстановить утраты.
Семь полотен бывшей усольской картинной галереи скоро примут участие в общей выставке, посвящённой 75-летию Иркутской области. Увидят иркутяне, но значительно позднее, и замечательные полотна Тулина, Труфанова и Подлясского – этого требуют чрезвычайные консервационно-реставрационные меры и профессиональная корректность музейных художников-реставраторов.
– Елена Станиславовна! Хочется от всей души поздравить вас, всех сотрудников музея со столь замечательным событием! Вне всякого сомнения, вашу радость по поводу поистине бесценного дара музею разделяют все иркутяне, все, кому дороги судьбы культуры, история нашего края, его будущее.