издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Будущее – за интенсивным лесопользованием

  • Автор: Анна МАКАРОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Эффективность нового для России явления в сфере использования леса неоднократно подтверждалась опытом других стран. Группа «Илим» провела собственные исследования, результаты которых позволяют увидеть значительный перевес в пользу искусственного восстановления леса, положительный эффект и для государства и для производителя. Однако пока в России принята логика естественного лесовосстановления, на что закон отводит 100 лет. А переход на интенсивное лесопользование выходит лишь на первый этап – утверждение законодательной базы.

Причиной задуматься о необходимости внедрения интенсивного лесопользования в Группе «Илим» и сделать первые шаги в этой области заставили планы по развитию перерабатывающих мощностей. Эти планы подразумевают увеличение объёмов переработки древесины и, соответственно, увеличение потребления древесины. Как можно обеспечить эти дополнительные поставки древесины? Компания встала перед выбором: увеличить либо территорию арендованных лесных площадей (пойти по экстенсивному пути развития), либо объём заготовки с уже арендованных ими лесных участков. Решили развивать направление, связанное с возможностью перехода на интенсивное ведение лесного хозяйства. В настоящее время в основном рассматривается возможность внедрения интенсивной модели лесопользования в сибирском регионе – Усть-Илимском и Братском филиалах Группы «Илим». Там доля собственных заготовок наиболее высока, соответственно, больше возможностей.

Понятно, что теоретически эта модель достаточно перспективна, это показывает и опыт зарубежных стран – Швеции и Финляндии. Но в любом случае для того, чтобы переходить на другие технологии ведения лесного хозяйства, нужно было провести анализ целесообразности, в первую очередь с точки зрения экономики, перехода на интенсивную модель. 

В качестве примера государств, где наблюдается интенсивное ведение лесного хозяйства, можно назвать скандинавские страны. Там большая доля лесных участков находится в частной собственности. Поэтому собственник, конечно, по-другому относится к лесу, он заинтересован в долгосрочном эффекте от своих проектов. При этом частная собственность не подразумевает бесконтрольного ведения лесного хозяйства. В любом случае государством установлены определённые правила, и собственник должен их придерживаться. В Скандинавии нормативы ведения лесного хозяйства ориентированы на достижение результата. Там съём древесины составляет 2,5–4,0 м3/га в год, в России этот показатель колеблется в районе 0,3–2,0 м3/га в год.

Одним из препятствий для реализации новой модели являются недостатки нормативной базы. Поэтому переход к проектной стадии станет возможным тогда, когда будет ясна перспектива, как его реализовывать. На сегодняшний день такого механизма не существует. Поэтому интенсивная модель лесного хозяйства пока не нашла применения в нашей стране.

Один из конкретных шагов, которые применила компания, – создание рабочей группы по интенсификации ведения лесного хозяйства и лесопользования, организованная в прошлом году в Рослесхозе. Туда вошли специалисты широкого спектра: представители бизнеса, природоохранных организаций, Рослесхоза, научно-исследовательских организаций. Задача этой группы – анализ предложений, которые поступают по интенсификации лесопользования, и выработка конкретных поправок в нормативные документы. Кроме того, в правительстве существует совет по развитию лесного комплекса, при этом совете созданы четыре рабочие группы, одну из которых возглавляет председатель совета директоров Группы «Илим» Захар Смушкин. Это рабочая группа по нормативно-правовому и таможенно-тарифному регулированию. И в рамках этой рабочей группы анализируются предложения по изменению нормативной базы, в том числе по интенсификации лесопользования, вырабатываются конкретные поправки по изменению нормативных документов и в дальнейшем выносятся на рассмотрение совета. 

Несмотря на то, что в Рослесхозе есть понимание необходимости движения в этом направлении, всё достаточно сложно. Однако «Илим» пытается наладить конструктивный диалог, предоставляя на обсуждение не просто теоретические разработки, а формулируя предложения в виде конкретных поправок. У компании существует постоянная таблица поправок, куда регулярно вносятся изменения. Постоянно отслеживается появление новых проектов нормативных актов, и таблица поправок актуализируется. В настоящее время она содержит десятки изменений. Все они касаются создания такой системы нормативно-правовой базы, чтобы можно было внедрить интенсивную модель лесного хозяйства.

В ближайшем будущем планируется введение новых способов лесовосстановления в рамках новой модели. Проводится работа по проектированию лесного питомника в Коряжме, где будут выращиваться сеянцы с закрытой корневой системой. Это современный вид посадочного материала, который в скандинавских странах используется в 99% случаев. В РФ, к сожалению, процент значительно ниже. Но в любом случае, независимо от того, удастся внедрить интенсивную модель или нет, в компании говорят об однозначном переходе на использование такого вида посадочного материала. Он может быть одним из элементов интенсивного лесовосстановления. Интенсивная модель лесопользования в идеале должна включать несколько элементов: эффективное лесовосстановление, качественный уход за лесами в молодняках, проведение коммерческих рубок ухода и сплошных рубок. Это основные составляющие элементы. Максимальный эффект достигается, когда все эти составляющие работают вместе. Конечно, можно развивать какой-то один элемент, но эффект при этом будет значительно меньше.  

Если Группе «Илим» будет предоставлена возможность системного изменения подхода к ведению лесного хозяйства, то можно говорить о создании аналогичных питомников в Братске и Усть-Илимске. 

Пик эффекта от введения новой модели будет достигнут по завершении оборота рубки, который составляет около 80 лет. За этот срок дерево достигает спелости. И когда компания-производитель сможет на всей арендованной территории применить элементы интенсивного хозяйства, все лесные участки пройдут полный цикл лесохозяйственных мероприятий, тогда и будет виден максимальный эффект. А до этого с годами он нарастает.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры