издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Модное, но не очень понятное»

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Улица Фридриха Энгельса в Иркутске может претендовать на звание самой инновационной. Сегодня там стоят скамейки из материала, который не горит и не промокает, и изготовленные по американской технологии бордюры, а светодиодные фонари освещают нескользкую тротуарную плитку, которая не рассыплется через несколько лет. Единственный минус: все достижения научно-технической мысли пока представлены на локальном участке длиной меньше 500 метров. В мэрии, впрочем, успокаивают: если все новшества переживут зиму и нападения вандалов, в скором времени они появятся и в других частях города. Посмотреть, как выглядят инновации в действии, отправился и «Иркутский репортёр».

Княгиня Волконская с высокого постамента наблюдает за тем, как двое рабочих делают бордюр. В сквере на пересечении улиц Октябрьской революции и Фридриха Энгельса, где в прошлом году установили памятник жёнам декабристов, небольшой ремонт. Неделю назад прямо по газону проехал грузовик, под его весом часть ограждающего газон инновационного бордюра треснула, теперь его меняют. Молодой человек с валиком и шпателем в руках аккуратно придаёт бордюру фактуру состаренного кирпича. Особая фактура – также инновационный элемент наряду с возможностью придавать бордюру любые формы при укладке. Необычен, по словам разработчиков, и состав смеси, из которой его делают, – цемент и речной песок.

– В процессе работ мы поняли, что в Иркутске нет подходящего речного песка, – рассказывает директор по развитию компании «Мастербордюр» Антон Ефимов. – Он должен быть без глинистых включений, и фракция должна быть круглая. Карьерный песок, который обычно предлагают, не подходит. Поэтому, как настоящие предприниматели, мы поехали по берегу реки искать подходящий песок и нашли.

Насколько успешно новые лавочки пройдут проверку холодом и вандалами, покажет время

– Надеюсь, вы его легально добываете? – сразу уточняет заммэра, председатель комитета по экономике администрации города Алексей Альмухамедов, устраивающий экскурсию по инновационной улице.

Простоять такой бордюр должен не меньше восьми лет. Технология, по которой он делается, американская. Оборудование – тоже. Стоимость одного погонного метра – 600 рублей. В мэрии говорят, что это на 10–15% дешевле, чем бордюр из бетона, который обычно выкладывают вдоль улиц. «И в разы дешевле гранитного», – добавляет Альмухамедов. Сейчас авторы проекта хотят посмотреть, как новая технология переживёт зиму, и обещают к следующему году сделать бордюр ещё прочнее.

Тем временем осмотр инноваций на улице Энгельса продолжается. Группа журналистов вместе с Альмухамедовым отправляется к Дому Европы. Где-то на середине тротуара все начинают огибать низко свисающий с соседнего дома кабель. «Это не инновации», – в шутку уточняют работники мэрии. По пути заммэра обращает внимание на другие «фишки» городской инфраструктуры – светодиодные фонари. В разгар дня их специально включили, чтобы продемонстрировать все достоинства.

По словам разработчиков, все секреты инновационного бордюра – в материале

– Свет от такого фонаря рассеивается в радиусе 35 метров, – перечисляет сильные стороны директор установившего фонари предприятия Евгений Сторожко. – И светит он не жёлтым светом, а дневным. Говорят, такой свет даже полезен.

– Надо будет сюда ночью прийти проверить, – с лёгким сомнением в голосе добавляет депутат городской Думы Александр Ханхалаев. 

Тут же, на фонаре, ещё одно изобретение иркутских кулибиных – зелёный цоколь, который защищает столбы от расклейщиков объявлений. Специально приклеенный к нему тетрадный листок призван продемонстрировать, что объявления на поверхности действительно держаться не будут и следов клея не оставят. Материал стеклопластик, к которому ничего не прилипает, – лёгкий, прочный, недорогой и практичный. «Стоит 150 рублей за килограмм, пропускает радиоволны и почти не ломается», – рассказывает автор идеи генеральный директор ООО «Динамика и дело» Вадим Сергеев. Ещё больше прочность у стоящей тут же скамейки. «Она не горит, не гниёт, не промокает», – перечисляет её достоинства автор проекта Елена Зелинская. Впрочем, как и любым другим новшествам, цоколю и лавочке ещё предстоит пережить проверку холодом и вандалами. Если эти испытания они пройдут успешно, то, возможно, придут на смену железной сетке, которой сейчас обматывают столбы, чтобы их не обклеивали, и деревянным городским скамейкам. Такой же «тест-драйв» сейчас проходит ещё одна новинка – тротуарная плитка из песка и вторичных полимеров. По словам разработчиков, её главные достоинства в том, что она нескользкая и не начнёт крошиться через пару лет после укладки. Минусов пока не нашли.

«Такая же остановка, с солнечными батареями и wi-fi, только большего размера, скоро появится на улице Чкалова», – рассказал Алексей Альмухамедов

В целом сегодня участок улицы Фридриха Энгельса (от переулка Милицейского до пересечения с улицей Декабрьских событий) – это своеобразный полигон по испытанию новых городских технологий благоустройства. «Реальная площадка в реальных городских условиях, позволяющая посмотреть, как это может быть применено», – говорит Алексей Альмухамедов. По его мнению, инновации – это не только научные разработки, но и то, что может и должно применяться на улицах. В данном случае стоит цель понять, как все новые технологии и материалы работают, какая от них отдача и что в них стоит доработать.

– Инновации – слово модное, но не очень понятное, – объясняет Альмухамедов. – Мы же хотим показать, что инновации – это не только то, что родилось в кабинетах и научных институтах, но и то, что применяется на наших улицах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры