издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Штокман остудил планы по освоению

В среду в Норвегии член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов первым среди топ-менеджеров монополии официально признал, что освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения в текущей ситуации признано нецелесообразным, пишет газета «КоммерсантЪ». «Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе»,— цитирует издание Черепанова. Изначально вложения в первый этап проекта планировались на уровне 12–14 миллиардов долларов, но позже возросли до 30, напоминает газета.

Штокмановское месторождение расположено в Баренцевом море. Запасы — 3,9 трлн. кубометров газа по категории С1, конденсата — 53,3 млн. тонн по категориям С1 и С2. Лицензией владеет «Газпром добыча шельф». Оператор реализации первой фазы месторождения — Shtokman Development AG, где «Газпрому» принадлежало 51%, французской Total — 25%, норвежской Statoil — 24%. 

Соглашение о создании Shtokman Development «Газпром», Statoil и Total подписали в 2008 году. Однако разработать экономически эффективную модель компании так и не смогли. Французская сторона настаивала на транспортировке газа и конденсата на берег по одной трубе (с разделением их на берегу), а российская — на отделении конденсата от газа сразу на добывающем судне и его отгрузке в море. На старте предполагалось, что уже в 2013-2014 годах начнутся поставки газа с месторождения. Позже сроки начала добычи на Штокмане были отодвинуты на 2016-2017 годы, обсуждался вариант переноса их ещё на два года. К 1 июля 2012 года никакой определённости в отношении месторождения не возникло, и Statoil в соответствии с акционерным соглашением вернула свою долю в проекте «Газпрому» и списала уже вложенные в Штокман 340 млн. долларов. 

Total называла крайним сроком принятия своего решения о дальнейшем участии в проекте конец августа – до собрания акционеров Shtokman Development AG. Источник «КоммерсантЪ», знакомый с ситуацией, уточнил, что наиболее вероятная дата 4 сентября.

Как пояснили «Коммерсанту» в Statoil, она теоретически может вернуться в проект, но для этого «нужно новое рамочное соглашение с другими сроками и условиями». «Мы продолжаем переговоры с «Газпромом» относительно новых сроков, которые сделают разработку Штокмана возможной», – говорят в Statoil. 

Всеволод Черепанов отметил, что «технически проект сдерживает то, что пока неясно, какая технология сжижения газа подходит для Арктики, а также какое оборудование использовать – надводное или подводное». Второй проблемой Штокмана было отсутствие рынков сбыта и постоянное снижение спроса на газ в Европе. В среду зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев заверил Reuters, что «газ Штокмана будет востребован на рынке и теперь просто нужно пересмотреть инвестиционные подходы». «Наша задача – выбрать оптимальный путь вперёд», – подчеркнул топ-менеджер. 

Виктор Марков из компании «Капиталъ Управление активами» уверен, что работа по проекту освоения Штокмана возобновится «не ранее чем через два-три года после стабилизации ценовой ситуации на газовом рынке». Он отмечает, что цены на газ находятся в понижательном тренде с 2008 года, а «дна пока не видно». В данной ситуации «Газпром» не хочет рисковать, говорит аналитик, особенно в условиях европейского финансового кризиса и неопределённости мировых рынков, поэтому долго тянул с началом запуска Штокмана. 

Слова Черепанова о слишком больших расходах свидетельствуют, что Штокман заморожен на неопределённый срок, констатируют «Ведомости», ссылаясь на мнения директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина и аналитика Номос-банка Дениса Борисова. Проект нужно приостановить, это было очевидно ещё в 2009 году, цитируют «Ведомости» Корчемкина: главная проблема «Газпрома» – переизбыток газа в США и на европейском рынке – появилась не вчера. А теперь – с учётом ситуации на рынке и планов США и других производителей газа – дорогое сырьё со Штокмана понадобится не раньше 2020 года, уверен Борисов. Прогноз Корчемкина – 2025 год. Но всё зависит от рынка, оговариваются эксперты.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что, будучи коммерческой организацией, «Газпром» очевидно действует, исходя из соображений экономической целесообразности, с учётом ситуации на рынках и других факторов, в интересах акционеров, в том числе главного – государства, пишут «Ведомости». Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил газете, что сейчас концерн ведёт переговоры с потенциально возможными участниками проекта, а швейцарская Shtokman Development AG как юрлицо продолжает существовать.Сам Shtokman Development сократил штат, но работу продолжает: сейчас в компании около 150 сотрудников (было больше 300), новых решений акционеров нет, они ожидаются в начале сентября, сообщает газета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры