Чаянда вперёд Ковыкты
Проект разработки месторождения в Якутии проходит экспертизу
Проект обоснования инвестиций в освоение Чаяндинского месторождения направлен на экспертизу. Об этом сообщил заместитель начальника департамента перспективного развития ОАО «Газпром» Олег Иванов, выступая в Иркутске на международной конференции «Энергетическая кооперация в Азии: риски и барьеры». Сроки окончания экспертизы неизвестны, равно как и детали проекта обустройства месторождения, к тому же, как отмечают специалисты, общественности не были представлены разработки, касающиеся транспортировки и переработки газа.
Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года предусматривает существенное увеличение объёмов добычи «голубого топлива»: если по итогам прошлого года они составили 669 млрд. кубометров, то через 18 лет прогнозируют рост до 787–892 млрд. кубометров в зависимости от темпов экономического развития. При этом центр добычи сместится на восток: предполагается, что в Восточной Сибири будет добываться
100–120 млрд. кубометров. Впрочем, ОАО «Газпром», добывающее львиную долю газа (513,2 млрд. «кубов» в 2011 году, прогноз на 2030 год составляет 680–720 млрд. куб. м, а в оптимистичном варианте и вовсе 770 млрд. кубометров), намерено задержаться на западе: ключевым центром газодобычи, по замыслу компании, должен стать Ямал, где в нынешнем году планируется начать освоение Бованенковского месторождения. В перспективе уровень добычи на полуострове будет доведён до 310–360 млрд. кубометров газа. «На текущих месторождениях мы будем давать значительно меньшую долю, она уменьшится до 100–150 миллиардов кубических метров, – отметил Иванов, комментируя диаграмму, иллюстрирующую планы «Газпрома». – При этом относительно маленькие столбики – Штокман и Восточная Сибирь – только кажутся маленькими по сравнению с Ямалом: каждый из них означает порядка 100 миллиардов [кубометров газа], а это сравнимо с производством Норвегии или Великобритании».
Ставка на Якутию
Начать освоение недр Восточной Сибири компания-монополист намерена с Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в Якутии в 150 км к западу от Ленска. В настоящее время технико-экономическое обоснование инвестиций в проект его обустройства, транспортировки и переработки газа находится на экспертизе. Но, согласно информации на официальном интернет-сайте «Газпрома», начало добычи нефти на месторождении запланировано на 2014 год, газа – на 2016 год, при этом одновременно должны быть введены в эксплуатацию мощности по газопереработке и газохимии. Предполагается также создать газотранспортную систему Якутия – Хабаровск – Владивосток.
– По Чаяндинскому или Ковыктинскому есть ли хоть одна проектная разработка, где и как будет перерабатываться газ и как будет осуществляться транспортировка переработанных продуктов? – поинтересовался научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А. А. Трофимука СО РАН академик Алексей Конторович. – Я пытаю представителей вашей компании на всех совещаниях и ни разу не услышал чёткого ответа.
– Они, наверное, боятся вас, потому и не признаются, – отшутился Иванов. – Есть, само собой, есть. Сейчас у нас стадия обоснования инвестиций в разработку Чаяндинского месторождения…
– А мы доживём до конца этой стадии? – перебил Конторович.
– Да-да, доживёте, потому что проект находится уже на экспертизе, – заверил представитель «Газпрома». – Получены результаты, сейчас разработчики вносят корректировки в документ.
По его словам, до того, как документ был отправлен на экспертизу, разработчики рекомендовали строительство завода в районе Благовещенска, что Конторович считает «непрофессиональным» решением. О том, где будет предусмотрено размещение перерабатывающих мощностей в итоговом проекте, Иванов умолчал, заметив, что «разработчики учтут замечания, в том числе от переработчиков, и мы посмотрим, чем это закончится». Так или иначе, освоение Чаянды начнётся раньше, чем разработка более крупного Ковыктинского газоконденсатного месторождения: председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер неоднократно заявлял о том, что приступать к добыче газа на Ковыкте раньше 2017 года нецелесообразно, а в Генсхеме развития отрасли речь и вовсе идёт о 2017–2022 годах.
Перевалочный пункт для газохимии
Тем не менее Конторович полагает, что Иркутская область может выиграть и от разработки Чаянды. По его мнению, которое разделяют и другие учёные из СО РАН, для переработки добываемого на месторождении газа необходимо будет построить в западной части Якутии завод, а широкую фракцию лёгких углеводородов (ШФЛУ) транспортировать в Усть-Кут. «Газпром», в свою очередь, предполагает строительство продуктопровода длиной почти 3 тыс. км на Дальний Восток, но академик вполне справедливо полагает, что «даже такая организация не сможет вынести подобной инвестиционной перегрузки», вдобавок труба пройдёт по территории, «где не будет открыто ни одного газового месторождения». Если же продуктопровод протянуть до Усть-Кута, его маршрут будет пролегать по Непско-Ботуобинской нефтегазовой области, геолого-разведочные работы на которой могут преподнести ещё немало открытий. В самом Усть-Куте при этом необходимо будет построить терминал, чтобы транспортировать ШФЛУ по Байкало-Амурской магистрали в Приморье, где планируется развивать нефтегазохимию.
«В части организации транспорта сверхчистого сжиженного гелия есть идея, родившаяся в дискуссии между СО РАН и «Газпромом», в конечном виде сформулированная специалистами «Газпрома», – продолжил Конторович. – Его можно перевозить только автотранспортом и, поскольку принято решение о строительстве федеральной трассы «Вилюй», поставлять его можно по ней». Однако официально трассу, заканчивающуюся в Якутске, планируется сдать в 2018 году, то есть на два года позже запуска Чаяндинского месторождения. Не определены и потенциальные потребители гелия. В любом случае, Конторович предлагает построить в Усть-Куте небольшое производство по переработке газа и гелиевый завод с хранилищем сырья, что, по его словам, «соответствует Восточной газовой программе». «Важно, что в этой схеме есть реальные исполнители», – заключил он.
Недопустимая задержка с Ковыктой
Несмотря на то что руководство Иркутской области оказалось не столь расторопно, сколь власти Якутии и регионов Дальнего Востока, а «Газпром» принял решение о первоочередном освоении Чаяндинского месторождения, академик подчёркивает, что откладывать разработку Ковыкты недопустимо. «Мы убеждены, что это не соответствует государственной политике выхода на энергетические и нефтехимические рынки АТР и нанесёт ущерб экономике России и Восточной Сибири, – сформулировал Конторович позицию Сибирского отделения Академии наук касательно переносов срока запуска Ковыкты. – Продолжая переговоры о выходе на рынки АТР и по гарантированным объёмам поставок, и по формуле цены, нужно одновременно готовить регион к полномасштабной добыче и переработке природного газа, учитывая фактор времени и угрозу потерять рынки».
Учёные считают, что на базе Ковыктинской группы месторождений, где можно ежегодно добывать до 40 млрд. кубометров газа, необходимо создать газоперерабатывающее производство мощностью до 5–10 млрд. кубометров продукции в год. Это позволит решить проблему с сырьём для нефтегазохимических предприятий Саянска и Ангарска. В дальнейшем объёмы производства можно довести до 30–40 млрд. кубометров в год, так что, удовлетворив внутренний спрос, можно будет организовать экспорт метановой фракции. «Затягивать решение этого вопроса на годы, а то и на десятилетия – значит нанести непоправимый ущерб экономике Восточной Сибири и Дальнего Востока России, – резюмировал Конторович. – Необходимо предусмотреть создание производства для получения гелия и гелиевого хранилища: здесь прекрасные горно-геологические условия, так что добыча природного гелия может достигнуть 80–90 миллионов кубометров в год, из которых 60–65 миллионов необходимо будет закачивать в хранилище».