Программа-минимум
Для ФЦП по охране Байкала выбрали менее затратный вариант
Федеральная целевая программа (ФЦП) по охране Байкала утверждена спустя пять лет обсуждений и споров. До 2020 года правительство обязалось профинансировать реализацию ФЦП на 48,5 млрд. рублей, ещё 6,8 млрд. рублей должны взять на себя Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край. Выполнение программы должно в результате сократить на 70% поступление стоков в озеро и реабилитировать от воздействия отходов 80% Байкальской природной территории. То, что долгожданная программа наконец была согласована, не заставило научное сообщество забыть о поправках, на которых оно настаивало. Основная часть претензий традиционно касалась работы Байкальского ЦБК.
ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на период до 2020 года» одобрило правительство, сообщила пресс-служба Минприроды РФ. Программу на заседании представил министр природных ресурсов Сергей Донской. Документ был согласован по варианту, который предлагала ещё его концепция: общий объём финансирования составит 57,8 млрд. рублей (из них 48,5 млрд. – федеральный бюджет, 6,8 млрд. – региональные, 2,5 млрд. – внебюджетные источники). Более затратный вариант, предусматривающий выделение 99 млрд. рублей, в правительстве больше не обсуждали, поскольку опасались, что на софинансирование ФЦП у регионов попросту не будет денег.
Выбранный вариант, впрочем, считается вполне эффективным. Реализация программы, по словам Донского, позволит существенно сократить загрязнение акватории Байкала и близлежащих территорий: планируется сократить поступление стоков в озеро на 70% и реабилитировать 80% Байкальской природной территории от воздействия отходов прошлой хозяйственной деятельности. Для этого нужно будет построить и модернизировать 62 объекта водоотведения и ликвидировать последствия промышленного производства на шести объектах. В числе таких предприятий Джидинский комбинат (Бурятия) и Байкальский ЦБК. На рекультивацию отходов последнего предусмотрено 2,9 млрд. рублей, которые будут растянуты на девять лет.
Проблему нерегулируемого накопления отходов ФЦП должна решить тоже к 2020 году. Для этого предполагается построить 49 различных объектов по утилизации и размещению отходов. Таким образом, до 80% отходов будут вовлечены во вторичный оборот или размещаться на оборудованных полигонах, отметил Донской. «В целях снижения рисков планируется строительство и оборудование 24 пожарно-химических станций, что на четверть сократит среднюю площадь пожаров на байкальских особо охраняемых природных территориях. Строительство 170 км берегоукреплений повысит защищённость населения от чрезвычайных ситуаций на 22%», – цитирует министра его пресс-служба.
В числе проектов, запланированных ФЦП, Донской назвал реконструкцию рыбоводных заводов, строительство и оборудование 68 кордонов и 14 научных станций. Это обеспечит сохранение видов растений и животных, включённых в Красную книгу РФ, а также увеличит запасы ценных пород рыб в Байкале на 44%. «Значимым результатом также станет 100-процентный охват экологическим мониторингом Байкальской природной территории», – добавил Донской. Он пообещал, что результаты выполнения ФЦП ежегодно будут рассматривать Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал и Общественный совет при Минприроды России с участием международных экспертов.
Оптимистичные прогнозы министерства не совсем разделяет СО РАН. Перед тем как программа была утверждена, учёные направляли министру своё заключение и предложения по ФЦП (копия есть у «Конкурента»). В обращении академика, председателя СО РАН Александра Асеева говорится, что «принципиальным недостатком ФЦП является отсутствие приоритета мер и контролируемых параметров для озера Байкал». Иначе говоря, непонятно, что делать в первую очередь. Это будет «размывать ответственность заказчиков и исполнителей», а также «позволит включать в состав программы мероприятия, не имеющие отношения к Байкалу», считают в СО РАН.
Учёные уверены, что прежде всего стоит отдавать предпочтение проектам, которые позволяют сократить воздействие непосредственно на озеро. Так, например Сибирское отделение предлагает срочно провести в Байкальске идентификацию и цифровое картирование опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов и оценить сейсмический и экономический риски. Начать мониторинг требуется уже в этом году. Ещё один проект, который стоило бы включить в число первоочередных, – обустройство причалов на Байкале пунктами приёма твёрдых бытовых отходов и стоков. «Всего на Байкале более 350 судов (без учёта маломерного флота). Навигация длится около 6 месяцев. Ежегодно в Байкал попадает более 160 тонн нефтепродуктов. Сброс их в озеро запрещён, их нужно сдавать на специальные очистные сооружения», – говорится в обращении Асеева.
Но главные замечания СО РАН к программе касаются Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. По подсчётам учёных, исходя из за-
планированных показателей, предприятие сократит сбросы стоков только в 2018 – 2019 годах, «что явно противоречит действующему законодатель-
ству и планам государства». Кроме того, СО РАН не устроили планы по утилизации отходов БЦБК, растянутые на девять лет. По мнению учёных, необходимо указать, что «показатели будут пересмотрены до марта 2013 года в связи с принятием решения по будущему БЦБК». Ввиду возможной остановки предприятия нужно учесть и тему теплоснабжения Байкальска. В ФЦП есть мероприятия по модернизации энергосистем с переводом на экологически чистые технологии, однако в этом разделе нет Байкальска. «Но если БЦБК будет закрыт, «Иркутск-
энерго» планировало ликвидировать существующую ТЭЦ, построить новую котельную и обеспечить город 200 – 300 МВт. Инвестиции составят около 420 млн. рублей, – указывают учёные. – Предлагаем внести этот проект в состав мероприятий ФЦП с долевым финансированием «Иркутскэнерго».
Между тем, как рассказала учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова, замечания СО РАН учтены в программе не были – документ приняли без правок.