По ту сторону Байкала
Три с половиной сотни местных жителей, порт, тупиковая железнодорожная станция и паром в качестве единственного средства связи с большой землёй. Так можно в нескольких словах описать Порт Байкал – посёлок на противоположном от Листвянки берегу озера. Небольшое и, казалось бы, тихое поселение. Но здесь разыгралась самая настоящая коммунальная драма, свидетелем которой стал корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ.
Единственная связь посёлка, где проживают 350 человек, с большой землёй – паром на другой берег, до Листвянки. Летом он ходит пять раз в день, весной и осенью – три, а в зимние месяцы, когда Байкал ещё не покрыт льдом, – и вовсе два. Когда-то паром брал на борт шесть машин, теперь – четыре. Конечно, помимо него по выходным из Иркутска через Слюдянку ходит весьма недешёвая электричка повышенной комфортности, которую зимой сменяет дизель-электропоезд на два вагона, да несколько раз в неделю курсирует тепловоз, прозванный «матаней», но путь по Кругобайкальской железной дороге отнимает немало времени. Вдобавок транспортное плечо до Иркутска с 70 км с небольшим по Байкальскому тракту увеличивается почти до 180 км.
Административный сумбур
«Одно время мы входили в состав Иркутско-сельского района, а до войны и вовсе относились к Листвянскому поселковому совету, – рассказывает депутат Думы Порта Байкал Алексей Тирских. – Но потом нас почему-то решили прикрепить к Слюдянскому району». Чтобы представить, насколько это осложнило жизнь жителей посёлка, приведём всего лишь один пример: для того чтобы лечь в Иркутскую областную клиническую больницу, необходимо сначала ехать в Слюдянку и получать там направление. За документами, необходимыми, скажем, для оформления земельного участка в собственность, тоже приходится мотаться в районный центр. При этом границы Иркутского района видны даже в пасмурную погоду: в семи–десяти минутах неспешного хода парома находится Листвянка, от которой до Иркутска всего-то семь десятков километров.
Впрочем, на этом нестандартные управленческие решения, связанные с посёлком, не закончились. «В 2006 году [мэр Слюдянского района Василий] Сайков решил сделать нас городом Парижем, – невесело усмехается Тирских. – В смысле дал нам статус городского поселения». Сайков сейчас находится в федеральном розыске по подозрению в организации убийства депутата районной Думы Александра Бабученко, а жители посёлка вынуждены расхлёбывать последствия его как минимум неблагоразумного решения. Шутка ли: теперь поселяне вынуждены платить за свет по тому же тарифу, что и жители городов (72 копейки за киловатт-час вместо 50,4 копейки), а местные учителя лишились положенных в сельской местности льгот, так что их зарплата сократилась почти на треть.
Зарплаты в посёлке, как и следовало ожидать, и без того невысоки. Многие считают за благо работать в самом порту, где платят, по городским меркам, не так уж и много. Скажем, моторист на пароме получает около 10 тыс. рублей в месяц, а кассир и того меньше – семь тысяч. Неудивительно, что кто-то предпочитает переквалифицироваться в индивидуальные предприниматели – открывает небольшой магазинчик и завозит продукты в него из Иркутска на машине.
Скорбный вопрос финансирования
Недостаток средств, общий для многих сёл и посёлков, чувствуется. «Здесь же ездить просто невозможно, то же самое на центральной улице», – говорит индивидуальный предприниматель Павел Мельник, пока мы поднимаемся к деревянному двухэтажному зданию по размытой дороге с глубокой колеёй. На глаза попадается куча шлака, образовавшегося от работы ближайшей кочегарки, – время от времени грунтовку посыпают им, чтобы машина смогла пройти. Работает это до первого сильного дождя, а там ливень попросту смывает посыпку. Чтобы узнать, что представляет из себя центральная улица, достаточно просто прокатиться по ней на «УАЗе»: взрёвывающую при переключении на пониженную передачу для преодоления ухабов «буханку» швыряет столь нещадно, что приходится вжиматься в кресло и упираться руками в стенки салона, чтобы не насажать себе синяков о едва прикрытые обшивкой металлические детали.
При этом в 2012 году на дороги посёлка в бюджете предусмотрено лишь 40 тыс. рублей. «Что это такое? – задаёт риторический вопрос Мельник, пока мы преодолеваем крутой подъём длиной в несколько десятков метров. – Даже эту гору не хватит сделать». Действительно, на такие деньги не привезёшь даже вагон щебёнки из Слюдянки, не говоря уже о грузовике из Иркутска – только его перевозка на пароме обойдётся минимум в 3 тыс. рублей, если вовсе не придётся заказывать спецрейс ценой 14 тысяч.
Как это ни прискорбно, но недостаток средств чувствуется во всём, даже в том, как теплоисточники в посёлке готовят к зиме. Мы заглядываем в пристроенную к двухэтажному зданию кочегарку – заметно, что котёл в ней находится не в лучшем состоянии, размытый земляной пол завален мусором, а в самом помещении витает смрадный запах, свидетельствующий о том, что кто-то явно использовал его не по назначению. «Вот видите, как у нас люди живут: мусорные контейнеры есть, но мусор до них не доносят», – едко замечает бухгалтер ООО «Байкалком» Жанна Кунц, когда мы сорок минут спустя сидим в кабинете в здании поселковой администрации.
Ранее, по пути сюда, на глаза попадался сбегающий вдоль дороги тонкий ручеёк – где-то прорвало трубопровод, ведущий к кочегарке. «Это мы отремонтируем, здесь всего-то 80 метров трубы туда и обратно, неделя делов, – подчёркивает директор ООО «Байкалком» Игорь Кунц. – Получим только субсидию, закупим трубы и всё сделаем». Речь идёт о субсидии малоимущим жителям посёлка на компенсацию квартплаты – эти 100 тыс. рублей, по сути, и являются главным стабильным источником дохода для коммунальщиков Порта Байкал. Плюс то, что платят остальные поселяне, – от 40 до 80 тыс. рублей. При этом финансовое состояние «Байкалкома» сложно назвать иначе чем плачевным – когда осенью 2009 года сменилось руководство, компания находилась в предбанкротном состоянии, а на её счета был наложен арест. Последнее обстоятельство сказывается на работе до сих пор – например, июньская субсидия, за счёт которой хотели заменить участок теплотрассы, ушла в счёт оплаты долга за приобретённые ещё предыдущим директором в 2009 году два вагона угля. Для того чтобы была возможность оперировать полученными с населения деньгами, была придумана хитрая схема: было создано ООО «Рассвет», а «Байкалком» стал работать исключительно в качестве управляющей компании. «Рассвет», кстати, возглавляет Иван Казаков, муж главы посёлка Полины Казаковой. Но об этом чуть позже.
Модернизировали котельную, ликвидировали свалку
Между тем в прошлом году в посёлке за счёт средств вышестоящих бюджетов (300 тыс. рублей из районного и 660 тыс. рублей из областного) была модернизирована котельная «Центральная», расположенная вблизи железнодорожной станции Байкал. В ней поменяли котёл и наддувы, расчистили старый шурф и сделали кое-какую другую работу. Всё это дало экономию топлива: если раньше за отопительный сезон на нужды посёлка уходило 16 вагонов угля, то прошлой зимой понадобилось лишь семь. Нужно сказать, что отопительный сезон обошёлся без серьёзных происшествий, за исключением одного: 27 сентября, после запуска котельной, жители дома по улице Вокзальной отравились угарным газом. Причина оказалась банальна – в доме едва ли не с самого момента его появления не чистился дымоход, так что газы от работающей котельной попросту скопились в помещении.
Впрочем, есть в коммунальной жизни посёлка положительные моменты: несколько лет назад была ликвидирована многолетняя свалка. Возникла она ещё в семидесятые годы, однако за вывоз мусора никто не брался – слишком дорого. Предписания о её ликвидации неоднократно выдавала природоохранная прокуратура,
Росприроднадзор запрещал захоронение отходов, а Роспотребнадзор и вовсе предупреждал об опасности вспышки брюшного тифа, однако до осени 2008 года дело не сдвигалось с мёртвой точки. Но четыре года назад несколько детей из посёлка были госпитализированы в больницы Иркутска с кишечной инфекцией, и руководитель Западно-Байкальской природоохранной прокуратуры Сергей Плахотнюк пригрозил тогдашнему главе Порта Байкал Владимиру Хлебалову уголовной ответственностью. И вот 22 сентября 2008 года суд постановил ликвидировать свалку, для чего в скором времени с Ольхона доставили мусоровоз. А на следующий год районные власти закупили новую машину, которая теперь регулярно вывозит мусор на полигон в районе Тальцов. Старая свалка уже успела зарасти травой, хотя время от времени в посёлке можно наткнуться на кучи мусора, оставленные туристами или отдельными несознательными местными жителями. Для Хлебалова эпопея с отходами закончилась печально – глава посёлка ушёл в отставку, и исполнять его обязанности стала Полина Казакова (на всякий случай поясним: скандально известной руководительнице Листвянки родственницей она не приходится, просто, по иронии судьбы, совпали фамилия и отчество – Владимировна). А позднее жители Порта Байкал выбрали её руководителем: как водится, в списке кандидатов попросту не нашлось альтернативы местной жительнице.
Жить у Байкала без воды
Казалось бы, с новым главой и сам посёлок должен был обновиться. Но каких-то изменений, которые можно поставить в заслугу главе поселения, так и не происходит. Кончилось тем, что в мае 2012 года в Порту Байкал начали сбор подписей за снятие Полины Казаковой с должности. В инициативной группе, которую возглавил Мельник, пояснили, что причиной стало ненадлежащее исполнение Казаковой своих обязанностей. Конфликт возник на почве «коммуналки» – посёлок никак не может получить 2,8 млн. рублей по целевой программе «Чистая вода», за счёт которых планируется реконструировать водопровод. Он работает от небольшой насосной станции, а идущая от неё труба, которую когда-то самостоятельно проложили местные жители, пришла в негодность и зимой перемерзает. «Вон те двухэтажки зависят от воды, потому что у них централизованное отопление. – Предприниматель Надежда Симакова показывает на дома вверх по склону, к одному из которых пристроилась кочегарка, куда нам ещё только предстоит заглянуть. – Наши коммунальщики сделали что-то такое, после чего водопровод уже вторую зиму перемерзает и они остаются без воды». Конечно, нельзя сказать, что дома неделями стоят без воды, но и в том, что её приходится подвозить пожарными машинами, тоже нет ничего хорошего.
«Скажи это любому, не живущему на Байкале, он же засмеёт: как можно без воды жить у самого большого пресноводного водоёма?» – констатирует Тирских. Чтобы разрешить этот парадокс, нужно немного – подать пакет необходимых для получения денег документов и смет в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, однако до этого второй год, видимо, руки не доходят. «Мы попали в программу ещё в прошлом году, когда я работала в администрации, – рассказывает Симакова. – От главы требовалось собрать документы и подать их в министерство, на мой вопрос «Где сметы?» она ответила, что они готовы, уехала на служебной машине в Улан-Удэ к родственникам и закрыла кабинет на несколько дней. Документов я так и не нашла, к тому же у меня даже не было машины, чтобы отвезти их в Иркутск».
В нынешнем году, когда моя собеседница уже переквалифицировалась в бизнесмены, ситуация повторилась. Более того, за последние пять месяцев Казакову видели в посёлке лишь эпизодически, а на планёрках в Слюдянке она и вовсе не появлялась. В день моего приезда в Порт Байкал её тоже не оказалось на рабочем месте, так что пришлось довольствоваться разговором с руководителями «Байкалкома», одного из которых – бухгалтера Жанну Кунц – накануне в разговоре по мобильному телефону Казакова рекомендовала как «заместителя по ЖКХ».
Так или иначе, обращение к мэру Слюдянского района, под которым поставили подписи 140 жителей Порта Байкал, не возымело действия. Тирских обращался в районную прокуратуру, но на его письмо пришёл формальный ответ, где лишь сообщалось, что по закону инициативу об удалении главы администрации муниципального образования должна выдвинуть группа как минимум в одну треть местной Думы, а при голосовании поддержать её должны две трети парламентариев. «Это же команда главы района, они на местах сидят, он на них опирается. А если кто-то работать не хочет, зачем его держать? – задаётся вопросом Тирских. – Но, видимо, он это всё пытается перед выборами сгладить».