Расплескалась синева по Иркутску
День ВДВ прошёл под знаком высокой культуры поведения
Великий режиссёр триллеров Альберт Хичкок как-то сказал: «Я ничего не имею против полиции. Я её просто боюсь!» Примерно такое же отношение в последние годы сложилось к десантникам, особенно в начале августа, когда они празднуют свой «профессиональный» праздник. ВДВ в нашей стране прошли обычный путь киношного героя со сложным характером типа Брюса Уиллиса, спивающегося вчерашнего блестящего офицера, в любой момент готового даже с жуткого бодуна спасти мир. Так и десантура: прошла период восторженного почитания в советские времена, конъюнктурно с молчаливого одобрения масс громила в перестройку рыночные прилавки среднеазиатов, в начале бездуховных нулевых бухала, била бутылки об свои головы и свои кулаки – об головы чужие. С тех пор отношение в народе к ним закрепилось настороженно-опасливое. Понятно, что боятся люди непонятного, поэтому, чтобы развеять страхи и разбить стереотипы, в четверг, 2 августа, «Иркутский репортёр» провёл весь день на набережной Ангары, где собрались те, кто уверен: никто, кроме них…
Негде приютиться…
– Можно сфотографировать, как вы дома готовитесь к празднику? – бестактно начинает разговор «Иркутский репортёр» накануне 2 августа.
– Хороший десант (с ударением на «е») к Дню ВДВ готовится заранее, – убеждённо говорит Павел Чичканов, председатель ИРО межрегиональной общественной организации «Союз десантников». – У меня уже давно всё готово.
– И как готовится к Дню ВДВ хороший десант?
– Ну вот я, например, чищу берцы, глажу форму, тельник, берет, смотрю, чтобы медали и значки были без сколов.
– Говорят, что берет не гладят, а расправляют на распорках, чтобы он разгладился и принял нужную форму…
– Ерунда всё это! – рубит Павел. – Берет гладят, как обычную одежду, под паром, через тряпочку.
Сам Павел – уральский, из Магнитогорска. Служил в 1988–1990 годах в Литве, в отдельном батальоне связи, в/ч 01660. В 1993-м приехал в Иркутск – просто так, из любопытства – и остался насовсем. С 2006 года, со дня основания, возглавляет регио-нальное отделение Союза десантников.
– Вы знаете, когда в нынешнем виде сложилась традиция праздновать День ВДВ в Иркутске – с построением у Вечного огня, колонной, полевой кухней на набережной?
– Нет, это было задолго до меня. Я стал принимать участие только с 1995 года.
Тогда десантники собирались в сквере Кирова, шли к Вечному огню, потом колонной – по улице Ленина на набережную. Этот сохранявшийся десятилетиями ритуал был немного изменён только в 2010-м: милиция города попросила бойцов ВДВ перенести место сбора, так как было очень неудобно для них перерезать главную транспортную развязку центра города. С тех пор десантники собираются в сквере перед костёлом.
– Были пробки, люди были недовольны. И мы пошли навстречу ГИБДД, чтобы люди поняли: мы думаем об их удобстве, а не только о себе, – комментирует Павел. Видно, что вопрос коммуникаций с широкими массами населения в день ВДВ стоит у них очень остро.
Вообще, даже сами десантники признают: места для празднования подобных мероприятий, чтобы никому не помешать, в Иркутске просто нет. До 2007 года они собирались на острове Юность, на летней эстраде, устраивали концерты, общались. 2007-й стал последним годом: тогда им не дали войти на концертную площадку острова, не позволили поставить свой шатёр. Вплоть до того, что приглашённый на праздник театр народной драмы пел перед закрытыми на навесной замок воротами летней эстрады.
Следующие несколько лет они собирались в кафе «Одноклассники», но сейчас прежний владелец, лояльный к ВДВ-шникам, продал помещение каким-то заезжим москвичам, и в этом году основная локализация была объявлена несколько туманно: в окрестностях кафе. Что будет в следующем году – никто не знает, но пока есть рабочие планы просто поставить свой шатёр под открытым небом.
Всего в Иркутске насчитывается порядка двух тысяч бойцов в запасе десантных войск и спецназа. «Спецназ ГРУ был всё-таки образован на базе ВДВ, так что они тоже наши, родные», – объясняет Павел.
Во всём виноваты ряженые!
– Есть у иркутских десантников свои традиции?
– Ну, раньше была традиция ходить на рынок, гонять этих… выходцев из бывших союзных республик, – сам выходит на острую тему Павел.
По его мнению, это было спровоцировано самими этими выходцами. Точнее, их государствами, где в то время русское население «прессовали» едва ли не на государственном уровне, как минимум с молчаливого попустительства. Дело доходило до комичных ситуаций, когда на прилавках встречались надписи на ломаном русском: «Не бейте нас, мы – армяне. Грузины – там». И указующая стрелочка. Объяснялось это просто: именно по отношению к выходцам из Грузии десантура выражала наиболее яростную неприязнь из-за событий в Тбилиси в перестроечные годы.
А вот армян никогда не трогали, потому что после землетрясений в Ленинакане и Степанокерте все десантники сдавали кровь и чувствовали сохранившиеся к ним «кровные» узы.
– Я сам сдавал кровь два раза, – со сдержанной гордостью признался Павел. И добавил:
– Население нас тогда очень одобряло. Кстати, все цветы и фрукты мы всегда раздавали первым попавшимся людям. Русским людям…
Традиция отмерла сама собой, когда острота межнациональных конфликтов в теперь уже суверенных странах Средней Азии сгладилась с течением времени. Люди уже не чувствовали прежней неприязни к приезжим торговцам мимозой, и десантура ощутила эту перемену отношения, а один из главных принципов гласит: «Десантники с народом не воюют». Последняя «акция силового воздействия» была предпринята в 2003 году.
– А как же быть с устоявшимся сейчас в народе убеждением, что в День ВДВ ваши бойцы творят, что хотят: бухают, вяжутся к прохожим, устраивают драки? Есть даже расхожая фраза: «Сегодня наш праздник – сегодня нам можно всё!» – уточняет «Иркутский репортёр».
– Это – не наши! Это – ряженые! – с глубоким убеждением в голосе утверждает Павел. – В 2010 году были задержаны 17 человек за пьяные выходки. Потом выяснилось, что ни один из них не имел никакого отношения к десанту! Большинство были вообще не служившие, с «белыми билетами». Один оказался пограничником, и ещё один – из стройбата. Я не помню, кто там тогда был и.о. начальника МОБ, но он вообще офигел: он был уверен, что это десант барагозит. В прошлом году было задержано 14 человек. Нам почему-то не дали данные, кто это был, но, видимо, именно потому и не дали, что опять ни одного десантника среди них не оказалось.
В этом году празднование Дня ВДВ впервые проходило под знаком высокой культуры поведения. Заблаговременно на сайте Союза десантников было вывешено пре-дупреждение: «За последние два года
2 августа в Иркутске был задержан при совершении хулиганских действий и распитии спиртных напитков в общественном месте 31 человек, одетый в форму, напоминающую десантную. После выяснения обстоятельств оказалось, что никто из них не служил в ВДВ! Настоящие десантники не позорят тельняшку и берет. Нормальный десантник придёт 2 августа не в трикушках (шортах, трусах) и тельняшке с беретом, а оденется либо в камуфляж, либо в костюм, либо в приличную гражданскую одежду. При этом с собой будет иметь военный билет, где стоит номер его воинской части и зафиксирована принадлежность к ВДВ».
– Ряженых видно сразу! – уверен Павел. – Они больше всех орут «Наливай!», проявляют панибратство по отношению к офицерам. Даже по тому, как одет берет, видно, что чужой.
– А зачем это делают?
– Да потому что неудачники по жизни, а тут могут поймать кураж: что хочу, то и делаю, имею право, у меня сегодня праздник.
Рабочий полдень
После прохождения колонной по центру города десантники рассредотачиваются по набережной от «Акулы» до «царя». Неторопливо подтягиваются опоздавшие, разминаясь на ходу пивом. Работает полевая кухня, вокруг неё по всем полянам сидят компании – с жёнами, детьми. Ветераны степенно беседуют. Молодые размахивают флагами и вместо тостов раз за разом кричат: «За ВДВ!!! Ура! Ура! Ура!» До вечера сохраняется идиллическая, расслабленная обстановка.
Капитан полиции, стоящий у стационарного поста на площади у памятника Александру III, признаётся «Иркутскому репортёру»:
– Весь день на удивление спокойно: у нас ни одного задержанного нет. Случаются, конечно, недопонимания…
– Какого плана?
– Некоторые собираются компаниями уходить с набережной, приходится их возвращать. Изначально с организаторами было оговорено, что десантники массово гуляют только на набережной, в город толпами не лезут – только до ближайших магазинов и обратно. Есть, конечно, отдельные «тяжёлые» граждане, которые уже перебрали, но их останавливают свои же. Видите, – он показывает на ближайшую поляну, где сидит большая компания в тельниках и голубых беретах, – в каждой компании есть лидер. И мы прошли, поговорили со всеми, чтобы они за своими следили.
– Насколько характерно такое спокойствие для этого дня?
– Я в патрулирование хожу последние три года подряд, и с каждым годом становится всё спокойнее.
Как прокомментировали в пресс-службе городского УВД, на патрулирование было выставлено 500 человек: полиция, курсанты школы милиции, усиление из аппарата управления. Впервые были задействованы 50 человек из бригады спецназа, дислоцированной на территории ИВВАИУ: из них сформировали комендантские патрули, которые проверяли празднующих на принадлежность к ВДВ – искали тех самых ряженых.
Проходящая мимо мамаша недовольно говорила в телефон:
– Хотели прокатиться на речном трамвайчике – всё закрыто из-за этих десантников.
На пристани с летним кафе действительно царят запустение и скука. В пустом кафе одинокий охранник тлеет на полуденной жаре. На вопрос, почему закрыто, охотно отвечает, кивая на гуляющие по набережной голубые береты:
– Да именно поэтому. У нас отдыхают семьи с детьми. А от этих только стулья в воду летят. Зачем нам нужны эти барагозы? И речной трамвайчик поэтому отменили: десантура взяла себе моду с него в Ангару нырять.
Вопреки настороженному отношению до вечера на набережной десантура вела себя крайне корректно: вместо фонтанов ныряли в Ангару, пили больше пиво, чем водку, и единственное, что себе позволяли, – деликатно, без лишней агрессии приставали к проходящим девушкам. Девушки, кстати, в большинстве своём были непротив: видимо, именно за этим и шли.
Рядом с сидящим на парапете «Иркутским репортёром» остановилась такая парочка. Молодой парень в браво стянутом на макушку берете рассказывал девушке незамысловатую историю, словно списанную из курса армейского пик-апа: отслужил, девчонка не дождалась; работаю дальнобойщиком, там проститутки на каждом углу трассы стоят, но я – никогда; вообще-то не пью, но сегодня – праздник, пришёл просто погулять, увидел тебя – и пропал.
– Извините, можно спросить? – бестакт-но вклинился «Иркутский репортёр». – Я заметил, что у многих на берете сзади, где вязочки, висят длинные верёвочки с кисточками. Это зачем?
– Это – стропы, – снисходительно объясняет боец. – То, что держит твою жизнь. На кисточки кончики стропы распускают иглой и перевязывают в цвета российского флага. Некоторые балбесы привязывают «бельевуху», но по-правильному там должны быть только стропы.
День ВДВ закончился без значительных эксцессов. Не было зарегистрировано ни одного правонарушения. Формально они, по признанию патрульных, конечно, были, в частности нахождение в нетрезвом виде в общественных местах. Но поскольку бойцы вели себя дружелюбно по отношению к гражданскому населению, их за это не задерживали. Всё по старому десантному присловью: «Не попал в десант – радуйся. Попал – гордись!»