Кто заплатит за соседа?
С каждым годом активной установки водосчётчиков нагляднее тенденция: по мере роста числа «оприборенных» квартир суммы, которые могут быть предъявлены населению, сокращаются, а суммарное потребление горожанами воды – нет. «Дельта» между объёмами коммунальных ресурсов, отпущенными горожанам, и теми, на которые могут быть выставлены счета, растёт. Откуда появляется эта «дельта»? Можно ли её сократить? Какие существуют выходы из тупика, в который загоняет поставщиков коммунальных ресурсов действующее законодательство? Проблемы, общие для многих ресурсоснабжающих организаций, рассмотрим на примере Ангарского водоканала.
Где живу – не скажу
В феврале «Сибирский энергетик» писал о рейдах сотрудников Ангарского водоканала по квартирам, в которых установлены водосчётчики. Чем больше квартир проинспектировано, тем нагляднее факт: 30% прописанных в квартирах со счётчиками ангарчан по месту прописки не живут, а там, где живут, счётчики не ставят. Снимают жильё, живут у родных, переселяются в формально пустующие новостройки и за использованную там воду не платят. В первых 490 квартирах, в которых весной побывали представители «Водоканала», прописано 1272 человека, а фактически проживают всего 781.
К тем, кто по полгода живёт на даче, учится в других городах или работает вахтовым методом, вопросов нет. Однако доля тех, кто переселяется в пределах города и перестаёт платить за воду, с каждым годом растёт. Вот лишь несколько примеров из актов проверки:
19 м/р, 3 дом. Прибор учёта в рабочем состоянии; фактическое потребление воды – 20% от норматива. Прописано 4 чел., проживают 2. 2 чел. снимают квартиру в Ангарске, где именно, сообщить отказались. Настроены агрессивно.
13 м/р, 11 дом. Фактическое потребление – 10% от норматива. Прописаны 4 чел., проживает 1. Со слов потребителя, остальные снимают квартиру.
13 м/р, 2 дом. Фактическое потребление – 14% от норматива. Прописаны 5 чел., проживают 2. 3 чел. снимают квартиру.
Фактически каждый третий прописанный в квартире с водосчётчиками дома не живёт, и за потреблённую им по другому адресу воду выставить счёт некому. «Водоканал», конечно, планирует рейды по формально «нежилым» квартирам, в которых никто не прописан, но актировать каждый факт сдачи квартиры в наём и судиться с арендаторами накладно.
Можно по-разному это называть: «устаревание института прописки», «утаивание потребления», «хищение коммунального ресурса», «недополученный доход муниципального предприятия». Факт остаётся фактом: из-за того, что 491 прописанный в проверенных квартирах не платит за воду и водоотведение, никто не платит «Водоканалу» за реально оказанные услуги 986 тыс. рублей в год. Это данные всего по 490 квартирам. В целом же по городу «мимо кассы» утекает каждый год более чем на 5,8 млн. рублей холодной воды и на 5,7 млн. рублей – стоков. Для бюджета муниципального предприятия это очень ощутимые суммы.
Пока эту разницу «Водоканал» гасит за счёт средств от «хоздоговорной деятельности» – проектных и инженерных услуг, оказываемых юрлицам. То самое «перекрёстное субсидирование», от которого не первое десятилетие пытается уйти сфера ЖКХ. Деньги, которые могли бы пойти на ремонт сетей или замену оборудования, работающего на всех горожан, уходят на покрытие лукавства особо «хитрых».
Благими намерениями…
Ангарчане ставят индивидуальные водосчётчики в первую очередь в те квартиры, где живут не все прописанные. В начале кампании по установке счётчиков казалось, что чем больше их будет, тем ниже станет потребление городом воды. Мужчины начнут выключать воду, бреясь, женщины перестанут чистить картошку под брызжущей струёй, владельцы неисправных кранов и унитазов кинутся их чинить, чтобы не платить за ночное журчание.
Реалии эти надежды не подтвердили. Хотя в Ангарске оборудованы водосчётчиками уже 29% квартир, реальное потребление воды горожанами за последний год не снизилось. Некоторое снижение потребления обычно происходит в первые 2-3 месяца после установки счётчиков: люди начинают обращать внимание на то, сколько воды выливают впустую. После того как домашнее потребление минимально оптимизируется, цифры получаются сравнительно стабильные, колеблющиеся лишь из-за смены сезона.
Июльское повышение тарифа горожан слегка припугнуло; по впечатлениям специалистов фирм, занимающихся установкой внутриквартирных счётчиков, число установивших водосчётчики в июне–июле 2012 года примерно на 20% больше, чем в июне–июле прошлого года. Если год назад заявка на установку приборов учёта выполнялась буквально за 1-2 дня, то в июне даже возникла «очередь» – заявки выполнялись в течение 5–7 дней. Тем не менее по-настоящему массовым этот процесс пока не стал.
Закон или рекомендация?
В 2011 году новые водосчётчики в Ангарске поставили владельцы
9,5 тысячи квартир. Без приборов учёта по состоянию на 1 января оставались более 70 тысяч из 100 тысяч квартир ангарчан. Хотя тенденция к росту и наблюдается, вряд ли число вновь «оприборенных» квартир в нынешнем году превысит 11 тысяч.
Как известно, закон «Об энергоресурсосбережении» обязывал всех собственников жилья оборудовать его индивидуальными и общедомовыми приборами учёта коммунальных ресурсов до 1 июля этого года. Правда, ещё Салтыков-Щедрин заметил, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Слышали ли вы хоть об одном собственнике жилья, которого покарали за отсутствие прибора учёта?
С уголовным или налоговым законодательством всё понятно: есть нарушение закона – есть описанная в законе форма наказания. Украл до такой-то суммы – сядь на такой-то срок, уклонился от уплаты налога – заплати такой-то штраф. С законом «Об энергоресурсосбережении» всё сложнее. Обязанность вроде бы есть, а вот ответственности за её неисполнение – нет. В Ангарске весной этого года общедомовыми приборами учёта воды и тепла было оборудовано всего 2% многоквартирных жилых домов. В этом мизерном проценте и те приборы, которые поставлены за счёт города, и те, которые ставились в новые дома при строительстве, и те, которые за кредиты ставили управляющие компании. Были ситуации, когда УК предлагали жильцам поставить общедомовой прибор учёта, а жильцы дружно отказывались. Вопреки воле собственников управляющая компания действовать не может. Чем за неисполнение своей обязанности установить приборы учёта должны ответить собственники жилья, не знает никто. И куда при таких условиях торопиться?
А в других городах как?
В Саянске, где «оприборено» уже 50% жилья, проблема поставляемых, но неоплачиваемых коммунальных ресурсов столь же остра, как и в Ангарске. Судя по показаниям приборов в квартирах, потребление воды вроде бы сокращается, а реального снижения в целом по городу не происходит, и оплачивать эту «дельту» некому.
Есть города, фактически полностью перешедшие на приборный учёт: за счёт бюджетов и грантов там все дома обеспечены общедомовыми приборами учёта. В таких условиях договариваются о том, как делить их показания на всех, уже сами жильцы. Где-то делят «по площади», где-то – «по числу прописанных», где-то – «пропорционально показаниям внутриквартирных счётчиков». Где-то мирно, а где-то и посредством мировых судей договариваются оплачивать потребление за регулярно ночующих бойфрендов, приезжающих погостить тёщ или живущих на квартире гастарбайтеров.
В некоторых странах Прибалтики в начале 2000-х стимулировали установку квартирных счётчиков самими жильцами, увеличив городскую норму потребления до таких пределов, что стало невыгодно оплачивать по норме. Метод, хоть и несправедливый, но оказался достаточно эффективен – весь жилой фонд теперь «оприборен». В городах Беларуси тоже все платят по счётчикам, притом до 130 литров в сутки на человека – по низкому тарифу, а сверхнормативные литры – по «экономически обоснованному», существенно более дорогому.
В формуле оплаты по нормативу множителей два: норматив и тариф. Если не удаётся повысить норматив потребления, в отдельных городах существенно повышают тариф. Эта нехитрая арифметическая процедура помогает приблизить оплачиваемый объём воды к реально вылитому в городе. Но, поскольку коммунальщики не вольны повышать тарифы сверх определённого законодательством предела, в одних городах «летят головы» руководителей, в других – рассыпаются предприятия, обеспечивающие жизнь города.
Пофантазируем?
Частично остроту проблемы могло бы снять требование к арендодателям: прежде чем сдать квартиру в аренду, установите в ней водосчётчики. Но предъявить такое требование некому: на распоряжение собственным имуществом владельцу квартиры никаких разрешений получать не надо. Можно было бы запретить регистрировать договора аренды, пока счётчиков нет, но, чтобы избежать налогов, арендаторы стараются даже долгосрочные договора нигде не регистрировать.
Нередко «дельта» возникает не из-за сдачи квартиры в аренду бригаде гастарбайтеров, а как следствие «родственного обмена». В маленькую квартиру с водосчётчиками поселяются дедушка с бабушкой, а свою, просторную и без водосчётчиков, они уступают детям и внукам. Зафиксировать такие ситуации можно разве что с помощью соседей, но «стукачество» массами далеко не поощряется.
Если каким-то чудом счётчики появятся у всех, проблема снимется? Снимется, но не сразу: пока ещё каждый житель сам волен выбирать, по счётчику платить за воду или по нормативу. Есть в Ангарске дома, которые построены и сданы с водосчётчиками в каждой квартире. Думаете, там народ экономит воду? Увы. Например, в доме № 15
29 микрорайона, согласно показаниям общедомового водомера, потребление даже больше нормативного – 313 литров в сутки на человека вместо нормативных 230. В многоподъездной девяти-этажке на коммерческий учёт поставлены только 50% смонтированных, поверенных и работающих внутриквартирных счётчиков. Собственники остальных квартир решили, что по нормативу им платить выгоднее. Итог – 50% жителей дома воду экономят, остальные – льют, перерасход позже делится на всех. «Перехитрившие» «Водоканал» реально обкрадывают соседей, ведь те, кто сполна платит за себя, вынуждены доплачивать ещё и за тех, кто по соседству платит по нормативу или живёт без прописки.
Дом 15 в 29 микрорайоне – микромодель «недооприборенного» города. Ангарск так же, согласно приборам учёта, стоящим «на входе», выпивает значительно больше, чем оплачивает. Пока руководство «Водоканала» гадает, за счёт чего покрывать убытки: за счёт финансовой устойчивости предприятия, за счёт тарифа или за счёт норматива. При нынешнем количестве водосчётчиков и при отсутствии на этот счёт особых местных нормативных актов любой из этих вариантов приведёт к тому, что честные и бережливые будут доплачивать за лукавых и расточительных.