Связанные одной целью
К ребятишкам у иркутских лесников отношение особое. Не только у работников агентства лесного хозяйства, но и у коллектива Центра защиты леса Иркутской области. Благодаря давней дружбе взрослых и юных лесоводов, у нас в пятьдесят одном школьном лесничестве постоянно занимаются примерно тысяча ребят. Занимаются не от случая к случаю, а постоянно, круглогодично, чередуя глубокое теоретическое изучение лесов и лесного хозяйства с практикой, полезной для лесов и людей.
Зимой, к примеру, они мастерят кормушки и подкармливают зимующих птиц, а накануне Нового года если не все, то очень многие члены школьных лесничеств вместе со своими взрослыми наставниками участвуют в традиционной операции «Ель», направленной на защиту от вырубки ёлочек, растущих вблизи населённых пунктов. Ближе к весне начинают строить и развешивать скворечники, синичники и другие искусственные гнёзда для птиц, возвращающихся с юга. Потом, с началом пожароопасного периода, раздают населению противопожарные листовки, иногда со своими рисунками или фотографиями. А ещё некоторые школьные лесничества выращивают в собственных мини-питомниках посадочный материал для восстановления лесов и озеленения населённых пунктов или ухаживают за посевами в настоящих, «взрослых» питомниках: пропалывают грядки с крохотными сосенками, если мало дождей – поливают.
Ребятишкам всё это в радость: новые знания и новые навыки, победы в многочисленных лесных конкурсах, в том числе в ежегодном федеральном конкурсе «Подрост», который устраивает для юных лесничих Рослесхоз. А вот взрослым эта возня…
Оказывается, профессиональным работникам лесного хозяйства общение с ребятишками тоже в радость. Я попытался, но не смог вспомнить ни одного разговора с Виталием Акбердиным, руководителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области, в котором бы он ни разу не упомянул о работе школьных лесничеств нашей области. А с Юрием Михайловым, директором Центра защиты леса Иркутской области, мы очень часто встречаемся на различных детских праздниках. В том числе и на небольших, локальных, которые устраивают своим юным «коллегам» наиболее активные территориальные лесничества агентства лесного хозяйства.
На этот раз мы встретились в Куйтуне. Юрий Зиновьевич привёз из Иркутска бланки грамот центра защиты леса, чтобы заполнить их здесь и наградить победителей лесных викторин и различных конкурсов, подготовленных организаторами праздника.
Я, удивившись этой встрече, спросил, стоило ли гнать из Иркутска в Куйтун едва ли не за 400 километров собственный автомобиль да ещё в собственный выходной день только для того, чтобы лично поздравить и наградить грамотами центра самых знающих юных лесоводов.
Он ответил категорично: «Стоило! Ребятишки должны не только понимать, но и чувствовать по отношению к ним взрослых, что лесное дело, которым они сегодня занимаются с такой любовью, это и интересно, и очень важно для страны».
– Вы не хуже меня знаете, что в сегодняшних реалиях, когда всё больше людей оценивают друг друга исключительно по материальному состоянию, падает престиж не только нашей профессии, но и живого леса, – не столько отвечает, сколько размышляет Михайлов, делает небольшую паузу и интонационно ещё раз подчёркивает: – Живого леса! Молодёжь сегодня в нашу профессию идёт неохотно, потому что многим кажется, будто рубить лес «круче», чем выращивать его и защищать…
Я слушаю директора центра защиты леса не перебивая, чтобы не сбить его с мысли.
– Формально я действительно приехал только для того, чтобы поздравить ребятишек с праздником и вручить грамоты победителям, доказавшим глубину своих знаний о лесе и лесном хозяйстве. Но главная-то, основная моя цель – поддержать и, может быть, даже усилить их интерес к нашей профессии. Не случайно же он у них зародился. Обидно, если этот естественный интерес будет случайно потерян. Профессия-то наша многолика, многогранна и очень интересна. Но главное даже не в этом. Лес не
зря называют не только материальным, но ещё и духовным ресурсом. Среди лесников я не встречал равнодушных людей, злых и просто бездушных. Таких лес не терпит и таких среди настоящих лесников просто нет. Любой лесник – это чуткий, отзывчивый, добрый человек. И мне хочется, чтобы таких людей в России было как можно больше. Вот это и есть настоящая цель. А вручение грамот – приятное к ней дополнение.
Мы некоторое время молчим. Юрий Зиновьевич молча смотрит на стелющийся под машину асфальт, и я чувствую, что он сказал ещё не всё. Терпеливо жду.
– Это ненадолго, – неожиданно ответил он на незаданный вопрос. – Скоро всё переменится. У людей переменится отношение к лесу, потому что лес – это ещё и духовный ресурс. Я чувствую это по ребятишкам, которые выросли в лесных деревнях и посёлках…