Горят на работе
Лесорубы гибнут на делянах, железнодорожники – на путях, а чиновники и офисные работники не без последствий запинаются о ковровые дорожки и телефонные провода. Производственный травматизм в Иркутской области хоть и плавно снижается, но пока никуда не исчезает. С начала года тяжёлые травмы в регионе получили несколько десятков человек. Больше всего инцидентов в добывающей и лесной промышленности, а также обрабатывающей отрасли и сфере транспорта и связи. Специалисты областной инспекции труда уверены, что исправить ситуацию может своевременная аттестация рабочих мест, состояние подавляющего числа которых сегодня почти не контролируется.
По данным одного из недавних исследований компании HeadHunter, 44% респондентов в Иркутской области считают себя трудоголиками, а 22% опрошенных и вовсе признались, что думают о работе так много, что эти мысли преследуют их даже во сне. Больше всего трудоголиков среди топ-менеджеров (таковым себя считает каждый второй), а также женщин (48% от числа опрошенных) и работников банковской сферы (45%). При этом отношение среди работающих иркутян к трудоголизму неоднозначное: одни считают его за благо, другие уверены, что стремление выкладываться по максимуму скорее наносит урон нормальной жизни человека. Впрочем, какие именно отрицательные последствия имеет чрезмерная занятость на работе, помимо бессонницы, респонденты не уточнили.
Между тем ежегодно в регионе больше сотни людей получают на рабочем месте реальные травмы. По данным Государственной инспекции труда, с начала 2012 года в регионе произошло пять групповых происшествий с людьми, находившимися при исполнении обязанностей, 63 тяжёлых несчастных случая. В общей сложности 20 инцидентов закончились смертельным исходом, количество погибших на производстве с начала года составляет 25 человек. Как объяснил заместитель главного государственного инспектора труда в Иркутской области Сергей Месьянинов, количество погибших и смертельных случаев различается потому, что часть из них были групповыми. В то же время, по его словам, общие показатели по производственному травматизму в области по сравнению с 2011 годом снижаются. Так, в прошлом году в Приангарье было зафиксировано 165 тяжёлых несчастных случаев и 70 инцидентов со смертельным исходом. В общей сложности за год в регионе при исполнении обязанностей погибло 89 человек. «Но на эти данные повлияло большое количество транспортных происшествий, когда гибло сразу несколько человек», – объяснил Месьянинов.
По статистике, самыми травмоопасными отраслями являются добыча полезных ископаемых, обрабатывающая и лесная промышленность, а также сфера транспорта и связи. В прошлом году там произошло наибольшее количество несчастных случаев на производстве. Зато в этот список не попадают потенциально опасные нефте- и газохимия и строительство. По данным инспекции труда, химическая промышленность «более-менее благополучная отрасль», за этот год там пострадало два человека, в строительстве травматизм также снижается.
Случаются опасные инциденты при исполнении обязанностей и у офисных работников и госслужащих. Нередко в число пострадавших при исполнении обязанностей попадают работники областного правительства и прокуратуры. «Падают на лестничных пролётах, запинаются за провода», – рассказывают в инспекции труда.
– Был даже случай, когда сразу несколько работников областной прокуратуры упали на одном месте, – приводит пример собеседник «Иркутского репортёра». – После расследования выяснилось, что причина – скользкий пол, который оставался после уборки.
Производственной травмой считается и попадание в ДТП с последующей потерей трудоспособности, если она произошла в рабочее время. Случаются, по словам Сергея Месьянинова, и абсурдные ситуации, которые, впрочем, впоследствии тоже становятся предметом расследования специалистов инспекции труда. «Ученики в школе на перемене носятся по коридору, один из них влетает в учительницу, та падает и получает травму», – приводит пример он.
Осложняет, по словам специалистов, ситуацию и тот факт, что большая часть рабочих мест в Иркутской области, равно как и по всей стране в целом, не проходят регулярную аттестацию. Сергей Месьянинов приводит общероссийскую статистику: сейчас у нас аттестовано, то есть официально соответствует всем требованиям безопасности, не больше 1% всех рабочих мест.