издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всегда готов к старту

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Если смотреть на землю с высоты примерно в тысячу пятьсот метров, то можно увидеть дороги-ниточки, машины величиной с игольное ушко, зелёные островки деревьев. Вполне банальная, казалось бы, картина, и многие наблюдали её из иллюминатора взлетающего самолёта. Но некоторым дано испытать совсем другие ощущения – когда твой параплан куполом касается облаков, а вместо шума моторов слышится шум ветра, восходящие потоки которого несут тебя над землёй всё дальше и дальше. О покорении небесных просторов и вполне земных дорог начальник Черемховского отделения Иркутской энергосбытовой компании Евгений Пантелеев рассказал в беседе с корреспондентом «Сибирского энергетика».

Родился Евгений Пантелеев в Новосибирске, но с самого детства жил в Ангарске и с виду рос вполне обычным мальчишкой. Но кроме привычных мальчишеских забав тянуло Евгения и на занятия «со смыслом». Так, в 11 лет смастерил он свой первый детекторный приёмник. «Было это в далёком 1961 году, – вспоминает детство Евгений Эрикович. – Однажды нас с приятелем захватила книжка «Юный радиолюбитель», где настолько привлекательно и доступно рассказывалось, как смастерить радиоприёмник, что мы тут же без труда это сделали». В другой раз Женя разобрал дома телефон – настолько было любопытно, как же он устроен. Примерно в это же время проявил юный техник Евгений Пантелеев и интерес к моделированию – начал строить модели гоночных машин, самолётов, воздушных змеев, планеров, авиамоделей. Став чуть постарше, вернулся к своему первому детскому увлечению – радиолюбительству, – и вот уже обыкновенная мыльница превратилась в карманный радиоприёмник. 

Это увлечение, по мнению Пантелеева, и открыло ему двери в энергетику, с которой он связал всю свою профессиональную жизнь. Но об этом, входя в кабинет начальника цеха КИП ТЭЦ-9 Виктора Боровского с мыльницей-радиоприёмником в кармане, 15-летний паренёк Женя Пантелеев, конечно, не думал. «Семейные обстоятельства тогда так сложились, – рассказывает Евгений Эрикович, – пришлось идти работать. Тогда Виктор Митрофанович предложил мне место в цехе КИП учеником слесаря, где я и начал свой трудовой путь. Проработал здесь до армии». Этот период, по признанию Евгения Эриковича, был очень значимым в его жизни. «Судьба свела меня с прекрасными людьми, – рассказывает Пантелеев. – Я стал понимать жизнь, научился принимать решения и нести за них ответственность. Именно в то время я стал секретарём комитета комсомола ТЭЦ-9, а затем по рекомендации Софьи Андреевны Мотыгиной – членом КПСС». 

К службе в армии Евгений Пантелеев тоже был готов на все сто процентов. Ещё бы, по пяти видам спорта – теннису, боксу, лыжам, стрельбе, гимнастике – имел первый разряд. Но вот попасть в десантные войска, как мечтал, всё же не удалось. Не подошёл по росту. Отслужив честно в танковых войсках, вернулся Пантелеев к гражданской жизни и продолжил работать на станции. Параллельно поступил учиться на энергетический факультет Иркутского политехнического института, который окончил в 1978 году, получив специальность «инженер-электрик». 

И снова полетели трудовые дни один за другим, отмеряя месяцы, годы, десятилетия. Как считает сам Евгений Эрикович, ничего особенного в них не было. «Работал, как того требовала совесть, с полной отдачей, – вспоминает свой трудовой путь заслуженный энергетик. – Несколько лет на ТЭЦ-9, затем на строительстве объектов города Ангарска, позже на Ангарском тепличном комбинате». Несмотря на большую загруженность работой, Евгений Эрикович не только не оставил свои юношеские увлечения, но и активно «осваивал» всё новые. Как оказалось, талантлив он не только в технике, но и в творчестве. Ещё в 16 лет научился играть на гитаре, позже освоил гармошку, и проявить свой талант удалось – в 1969 году с музыкальным ансамблем стал победителем в конкурсе «Молодые голоса Бурятии». 

В 1986 году произошла ещё одна знаковая встреча Пантелеева с Виктором Боровским. «В то время я работал главным энергетиком тепличного комбината и уже имел немалый опыт, – вспоминает события тех дней Евгений Эрикович. – Однажды раздался телефонный звонок, и я услышал в трубке голос Виктора Митрофановича. Он разыскал меня с предложением возглавить ТЭЦ-12». Так в 36 лет Евгений Пантелеев встал во главе сложного предприятия, где и проработал директором последующие 20 лет своей жизни. Многое произошло за эти годы, были и трудности, и успехи, и настоящие победы. Что вспоминается чаще? И вновь Евгений Эрикович говорит больше о людях, которые были рядом. 

«Да, это был непростой период для жителей Черемхова и для энергетиков, – признаёт он. – Станция находилась в послеаварийном состоянии, городу не хватало тепла, а между тем горячая вода лилась рекой и буквально утекала в подвалы и в землю – таково было состояние тепловых сетей. Кроме того, отношения между энергетиками, коммунальщиками, органами власти были непростыми». В таких условиях начал работу в новой должности директора ТЭЦ Евгений Пантелеев. «Нужно было что-то менять, и снова рядом со мной появлялись люди – грамотные, сильные духом, а главное, неравнодушные, – продолжает вспоминать Евгений Эрикович. – Однажды ко мне приехал председатель горисполкома Сюткин Борис Иванович. Он был очень обеспокоен работой энергетиков. Мы сразу нашли общий язык, долго говорили. Совместно с городскими властями был разработан план мероприятий. С нашей стороны основное внимание уделили трудовой дисциплине». Дисциплина, по мнению Пантелеева, – основа любых начинаний. Требовательный к себе, он того же требует и от людей. «Безусловно, энергетики во все времена были примером дисциплины, – убеждён Евгений Эрикович. – Но всё же тогда общая обстановка сыграла свою роль. Существующие трудности подрывали у людей веру в необходимость своего труда, в то, что ситуацию можно изменить. Хотя основной костяк производства и был в норме, но связующие звенья были слабыми. Вплоть до того, что попадали туда случайные люди». Поэтому-то и начал Пантелеев с наведения порядка в кадрах. «Дисциплина была налажена почти военная, – говорит он о том времени. – Общими усилиями ситуацию удалось не только выровнять, но и в дальнейшем коренным образом изменить в лучшую сторону». 

А на тот момент главным стало вернуть доверие горожан. Если ставились сроки по подаче горячей воды или тепла, то, каких бы усилий это ни стоило, обещание своё энергетики выполняли. Практически всем из них, работающим на производстве, знакомы и отсутствие выходных дней, и внеурочные ночные смены, когда личная ответственность становится выше личных интересов.

Это и стало переломным моментом в отношениях горожан с энергетиками. ТЭЦ не только оправилась от послеаварийной разрухи, но и полностью преобразилась. «Начальники цехов, мастера ТЭЦ-12 – крепкие руководители, хорошие хозяйственники, – с теплотой вспоминает своих коллег-подчинённых Евгений Пантелеев. – Все мы одной командой создавали принципиально новое предприятие, формируя тем самым отношение людей к энергетикам. Я благодарен всем, кто прошёл со мной этот путь».

Энергетика небольшого Черемхова начала развиваться, создавая условия для развития промышленности и города в целом. «За последующие годы нам удалось, пожалуй, сделать больше, чем можно было предположить вначале, – не без гордости говорит Евгений Эрикович. – Изменилась психология населения, управляющих компаний, органов власти. Люди сейчас чувствуют взаимную ответственность, доверяют друг другу, а это, пожалуй, высшая ступень сотрудничества». 

Но судьба готовила Пантелееву новые дороги: в 2006 году Евгения Эриковича перевели в Иркутск для создания предприятия ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго» – нового подразделения «Иркутскэнерго». Затем была ещё одна стройка – Головинский угольный разрез в Аларском районе. А с 2009 года Евгений Пантелеев возглавляет Черемховское отделение Иркутской энергосбытовой компании.  

Перечисляя факты яркой, насыщенной событиями биографии Евгения Пантелеева, нельзя не упомянуть ещё об одной, в буквальном смысле неземной, его страсти. С 2006 года Евгений Эрикович осваивает небесные просторы родного края. «Шесть лет назад мы с другом-единомышленником решили построить автожир – небольшой винтокрылый летательный аппарат, – рассказывает о своём увлечении Евгений Эрикович. – Но в процессе работы изменили свои планы и приобрели мотопараплан». Необходимую подготовку прошли в Нижнеудинске и стали покорять просторы родной земли, точнее неба. «Взлёты, посадки, неповторимые ощущения в полёте – всё это так затягивает, – признаётся Евгений Пантелеев. – С годами я просто стал фанатом этого вида спорта и, конечно, неба». На высоте птичьего полёта – 150–300 метров, по мнению Пантелеева, открывается самая красивая панорама. Однако все впечатления трудно было передать словами, и Евгений Эрикович взял в очередной полёт фотоаппарат. Полученные фотографии с видами города приятно поразили друзей Евгения Эриковича, а один из его снимков – вид ТЭЦ-12 с высоты 400 метров – занял в 2010 году первое место по системе «Иркутскэнерго» в конкурсе.

Небо вдохновило Евгения Пантелеева не только на создание фотографий и видеороликов – от впечатлений о небе рождались и стихи:

Всем хочется крыла, 
чтоб сверху было,
Мотор чтоб рядом был, 
и сильный, при тебе,
Чтобы была мечта, 
чтоб можно было быстро
Взять и взлететь наперекор судьбе.

В этом году готовится к изданию второй сборник со стихами Евгения Пантелеева «Я время пригласил…». Это стихи-признания, стихи-размышления – о полётах, о мечтах, о небе, о жизни. 

Сегодня в Черемхове действует клуб любителей парапланеризма «Снегири», возглавляет который Евгений Пантелеев. «Название мы выбрали не случайно, – объясняет ярый поклонник неба. – Летаем круглый год, и красные купола наших парапланов на фоне белого снега напоминают этих ярких зимних птиц». У самого Евгения Эриковича за плечами уже более 160 полётов. 

В чём секрет такого жизнелюбия, активности, творческого потенциала? «Никакого секрета нет, наверное, всё дело в моём характере. Я ведь «неугомонная душа», – улыбается Евгений Эрикович. – Не только себе не даю передышки, но и окружающим меня близким скучать не даю. Покой для меня неприемлем. А я ещё не налетался».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры