Настучать на соседа
В сентябре вступят в силу новые правила предоставления и оплаты коммунальных услуг
Вступать с соседями в конфликт скоро станет крайне невыгодно. С сентября этого года сосед по площадке может настучать в управляющую компанию, что в квартире проживают не два человека, как зарегистрировано, а ещё несколько родственников или квартира вовсе сдаётся десятку гастарбайтеров. Тогда придётся заплатить за каждую «голову». Эти и многие другие условия диктуют новые правила предоставления и оплаты коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 354. По мнению экспертов, документ призван упростить систему оплаты и разъяснить собственникам многие понятия, однако его некоторые поправки могут вызвать социальный взрыв. Корреспондент «Сибирского энергетика» попытался выяснить, чего ожидать потребителям от изменений, которые грядут в ЖКХ.
Платить по-новому
Как сообщил исполнительный директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек, большое изменение, которое ожидается осенью текущего года, коснётся порядка начисления платы за коммунальные услуги. Теперь плата за общедомовые нужды будет начисляться исходя из площади жилого посещения. «Пока рано говорить, будет это выгодно или нет. Ведь площади у людей бывают значительные, а потребление коммунальных услуг небольшое. Поэтому кому-то это будет выгодно, а кому-то нет», – отмечает Михаил Дамешек.
Но самым революционным пунктом постановления станет изменение механизма оплаты за отопление. Если раньше плата за отопление начислялась равными долями в течение всего года, то есть по системе 1/12, то сейчас будет оплата по факту потребления. Прежний подсчёт вели специально, чтобы население платило равномерно в течение всего года, а не несло большие затраты в отопительный сезон. Но жильцы никак не могли понять, почему они должны платить за отопление летом. Поступало много жалоб, и законодатель прислушался к потребителю. С сентября этого года всё изменится: теперь за отопление придётся платить большие суммы, но только в отопительный сезон.
По мнению пресс-секретаря СРО «Содружество ЖКХ» Влада Фёдорова, не все смогут платить сразу существенные суммы. Пострадают ресурсоснабжающие организации (ИГТСК и Водоканал), которые не смогут собирать деньги за оказываемые услуги. Также достанется и управляющим компаниям – из-за волны негатива населения, который обрушится прежде всего на них. «В августе жильцы получат новые квитанции с повышением тарифов на 6%, с 1 сентября – ещё на 6%, а с 15–20 сентября начинается отопительный сезон и нам придётся платить по новым правилам: люди получат квитанции не по системе 1/12, а по фактическому потреблению, – отметил Влад Фёдоров. – Для пенсионеров, которые являются самыми исправными плательщиками, для малоимущих и многодетных семей это будут неподъёмные счета, что приведёт к социальному взрыву. Неплатежи и число должников начнут расти с большой скоростью».
Директор ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» Тамара Винарская считает, что уже сегодня необходимо проводить с гражданами работу, чтобы сгладить неизбежную волну недовольства, которая ожидается зимой. При этом необходимо открыто говорить о том, из чего складываются тарифы, куда будут направлены средства за тепло, полученные с населения, а также доказывать качеством поставляемых ресурсов и отсутствием сбоев в работе, что обмана нет. «Наша компания уверена, что именно таким образом воспитывается грамотный и ответственный собственник жилья, которого пока в России не хватает, – утверждает Тамара Винарская. – Многие полагают, что уже перешли на оплату по факту, а я вам могу сказать, что это единицы. Не все заключили договоры с нами на оплату по системе 1/12, но платят по этой схеме все. Тяжело 17-18 тысяч рублей выложить зимой».
Не секрет, что в Иркутске, как и в других городах, люди платят нормативы за коммунальные услуги за меньшее количество человек, чем фактически проживает в квартире. Жители часто сдают квартиры, или у них живут родственники, которые не прописаны. Этот вопрос решает новое постановление. В связи с поправками теперь потребитель обязан самостоятельно сообщать в управляющую компанию о числе временно проживающих в квартире. Если кто-нибудь из соседей сообщает о временно проживающих, а заявлений в управляющую компанию потребитель не подавал, то УК имеет право создать комиссию, которая определяет, сколько человек проживает в квартире. Однако, по мнению Михаила Дамешека, такое решение не совсем новое, и раньше можно было пожаловаться на соседа, однако это мало кто делал.
Договор – без посредников
Ещё одним пунктом постановления стала возможность для собственников заключать договоры с ресурсо-снабжающими организациями, минуя посредников. Обязательным условием для этого является принятие соответствующего решения на общем собрании собственников жилья. Однако многие эксперты настаивают на том, что это лишь формальность. На самом деле в Иркутске эта система уже работает давно и также не является новой. Каждый желающий владелец квартиры сможет сам прийти в ИГТСК или Водоканал и самостоятельно заключить с ними договор на поставку услуг. Разница в том, что теперь эта норма закреплена в законе.
По мнению экспертов, даже если жильцы будут платить напрямую ресурсоснабжающим предприятиям, ответственными за своевременное перечисление платежей всё равно остаются товарищества и УК. Контролировать качественный сервис самих управляющих организаций по новому постановлению должны советы дома, состав которых должны определить жильцы на общем собрании, что в реальности представить сложно, поскольку мало кто захочет тратить личное время и работать абсолютно бесплатно.
Единая типовая квитанция
Вместо большого количества счетов за различные коммунальные услуги каждому жильцу будет приходить разработанная на федеральном уровне единая типовая квитанция, одинаковая для всех форм управляющих организаций (УК, ТСЖ). Она будет включать в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Плата за электро- и водоснабжение разделится на несколько строк. На одной будет зафиксирован счёт за индивидуальное потребление, а на другой – за общедомовые нужды. По мнению эксперта в сфере ЖКХ исполнительного директора ОАО «УК «ТВК» Константина Маркелова, жильцам будет приходить огромная квитанция с различными суммами. Люди, перегруженные информацией, не смогут адекватно сразу всё понять, начнутся недовольства. «Мы это уже проходили в Усолье-Сибирском, тогда народ просто стал бунтовать, и тут волны не избежать, – отметил Константин Маркелов. – Однако эти поправки необходимы, и людям всё равно придётся учиться понимать, из чего состоят тарифы».
При этом эксперты отмечают, что платёж за электричество и воду на своей территории вычислить несложно: нужно либо снять показания счётчика, либо, если таковой отсутствует, рассчитать плату пропорционально площади занимаемого помещения. Собственник, имея развёрнутую информацию об оплате за услуги, тем не менее не сможет просчитать самостоятельно, за что отдаёт деньги. Чтобы вычислить точную долю оплаты за общедомовые нужды, необходимо видеть общую картину данных всех жильцов многоквартирного дома. Эти и другие данные по расчётам можно потребовать в УК, написав письменное обращение.
Всеми расчётами будет заниматься управляющая организация. При наличии общедомового прибора учёта объём коммунальных услуг на общедомовые нужды вычисляется как разница между показаниями коллективного прибора учёта и суммой объёмов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Если общедомового узла учёта нет, то этот объём определяется по установленным нормативам потребления на общедомовые нужды. По словам Михаила Дамешека, в Иркутске уже работает такая схема и три крупные УК – «Западное управление ЖКС», «Северное управление ЖКС» и «Южное управление ЖКС», – которые вместе обслуживают порядка 70% домов, перешли на единую квитанцию. Сейчас это должны сделать все обслуживающие организации.
Срок за неоплату
Время, когда жильцам позволялось не платить за энегоресурсы по полгода, пройдёт. Теперь представители управляющих компаний могут наведываться в гости, с тем чтобы проверить работу счётчиков, намного чаще, а именно раз в три месяца. Это даст возможность жильцам взыскать с недобросовестных соседей, ворующих электричество, весь нанесённый ущерб.
Кроме того, с 1 сентября сократится срок неоплаты. Если собственник не оплачивает поставку ресурсов в течение трёх месяцев, УК вправе прекратить подачу всех коммунальных услуг, за исключением тепла и воды. Если раньше этот срок был равен полугоду, то сейчас он сокращён вдвое.
По мнению экспертов, новое постановление диктует УК незавидное будущее. На фоне увеличения тарифов у них прибавится не только работы, но и жалоб от населения, которое прежде всего обращает внимание на увеличение начислений. Наблюдатели не исключают, что это уведёт с рынка мелкие УК. А значит, снизит конкуренцию.