Старый проверенный способ
14 октября 2012 года пройдут выборы главы Ангарска и Думы города. Такое решение приняла Дума на внеочередном заседании. Таким образом, тема объединения города и района, активно обсуждавшаяся все последние месяцы, оставлена нерешённой по крайней мере до 2013 года. Город снова будет избирать новую власть автономно от района. И хотя до выборов остаётся почти три месяца, уже сейчас политические силы делают осторожные прогнозы о том, как сложится судьба Думы Ангарска. Ведь избирать её придётся по многомандатным округам.
От одной рабочей группы к другой рабочей группе переданы дела об объединении Ангарска и Ангарского района. Рабочая группа «ЕР», которую возглавил чиновник администрации Дмитрия Мезенцева Валерий Гребенников, несколько месяцев пыталась «утрясти» ситуацию двоевластия в АМО. А когда Дмитрий Мезенцев и Гребенников покинули «Серый дом», новый губернатор Сергей Ерощенко в начале июля создал очередную рабочую группу, пообещав «жёстко» подойти к вопросу. Курирует группу первый вице-премьер Николай Слободчиков, и в «Единой России» надеются, что личное участие в проблеме губернатора «придаст динамики процессу». Тем временем наступили оговорённые законом 80 дней до муниципальных выборов 14 октября. И властям Ангарска пришлось назначить дату выборов нового мэра и новой Думы.
Схема избирательных округов по выборам в Думу была утверждена депутатами ещё в июне. 25 депутатов будут избираться по пяти многомандатным округам. В Ангарске решили отказаться от смешанной и пропорцио-нальной систем выборов, оставив приоритет за мажоритарной. По каждому из пяти многомандатных округов избирается пять депутатов. Избирателю предоставляется список лиц, из которых он выбирает пятерых понравившихся кандидатов. Побеждают на-
бравшие наибольшее количество голосов. Против такой схемы выступают ангарские коммунисты. «На каждом округе 30–35 кандидатов на депутатство, – напомнил коммунист, депутат Думы Ангарского района Сергей Бренюк. – Однако из этих 30–35, может быть, найдутся пять-шесть, которых избиратель знает в лицо. А это или те, кого усиленно «раскручивали» на телеэкранах за деньги, или люди, уже представлявшие действующую власть. Это означает, что при всём богатстве выбора выбор-то невелик. Тогда как смешанная или пропорциональная система избрания предполагает ставку на авторитет партий. У «Единой России» он низок, потому и нашёлся старый проверенный способ, позволяющий «спрятать» истрепавшийся бренд «ЕР» за известными именами».
Заместитель руководителя исполкома ИРО «ЕР» Алексей Козюра при-звал без особой надобности не политизировать процесс. «Мы выбираем Думу и главу городского поселения, – заметил он. – Я лично всегда выступал против ввода смешанной системы на городском уровне. Когда надо управлять городом, принимать бюджет, какие могут быть бренды и межпартийные войны? Люди в данном случае выбирают людей. В Усолье-Сибирском смешанная система ещё понятна, там мэр выбирается из числа депутатов. А потом они же назначают по предложению комиссии сити-менеджера. В Ангарске же мы имеем дело с прямыми выборами мэра. Кто мешает КПРФ выдвинуть 25 кандидатов? Вопрос, видимо, в том, что у коммунистов просто нет 25 человек, и как раз это их смущает. Другое дело, что многомандатные округа сложны для избирателя, который должен поставить пять галочек вместо одной. Мы предлагали разбить Ангарск на 25 округов, чтобы каждый депутат отвечал за конкретную территорию. Нас не поддержали».
Сейчас в Думе Ангарска 14 из 25 депутатов представляют фракцию «Единая Россия». До избрания в парламент Ангарского МО в Думе трудился нынешний мэр Ангарского района Владимир Жуков, в районную Думу перешёл и депутат Александр Городской. Жуков направил свои взоры на Думу района после того, как вошёл в конфликт с однопартийцами-единороссами и был лишён статуса председателя Думы Ангарска. Вслед за собой на должность сити-менеджера АМО Жуков увёл чуть позже городского депутата Антона Медко. Конфликт оказался ещё глубже, и вскоре противостояние вышло на уровень администраций. Владимир Жуков блокировал инициированный мэром Ангарска Леонидом Михайловым и Думой процесс выделения города в отдельный муниципалитет, непонимание с двух сторон привело к проблеме «двое-властия». Поскольку вместе с Думой Ангарска избираются Думы и главы Мегета, Савватеевки и Одинска, то проблема становится ещё сложнее. Ведь от решения этих поселений зависит, как будет дальше развиваться процесс объединения. И в какой форме в итоге появится новый муниципалитет – в форме городского округа Ангарска и отдельных от него поселений или в форме округа-района, где Ангарск только одна из составных частей. Не исключено, что городские власти попытаются активно влиять на предвыборные кампании в поселениях-спутниках, а власти района предпримут попытку усилить своё влияние в Думе города. Ведь у ангарских политиков принята «кочевая жизнь». Будучи в Думе города, тот же Владимир Жуков активно выступал за выделение города в отдельный городской округ, теперь же он против этой идеи. А рабочая группа на региональном уровне вообще ещё не определилась, насколько юридически легитимен сам вопрос слияния двух муниципалитетов. И хотя прецеденты на российском уровне существуют, у части иркутских юристов есть опасения, что 131-ФЗ слияния не предусматривает.
Официальное опубликование решения о выборах должно появиться на днях. До 3 сентября все кандидаты могут подавать документы на регистрацию, избирательная кампания пройдёт с 15 сентября по 13 октября.