издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Плюс непродвинутость Москвы в регионах»

Глава комитета по туризму правительства Москвы Сергей Шпилько считает столицу недооценённым с точки зрения туристической привлекательности городом. По его мнению, грамотная маркетинговая политика способна увеличить поток гостей на треть, а организованные группы со- отечественников – и вовсе в десять раз. Отвечая на вопросы журналистов, он отметил, что «главная проблема Москвы на туристическом рынке – это её мифологизация».

– Город является откровенно недооценённым и зачернушенным, – полагает Сергей Шпилько. – Образ Москвы, который сейчас сформировался, во многом не соответствует действительности. Москва – город отложенного спроса по объективным причинам и субъективным, в том числе потому, что слабо позиционировался, вёл вялую маркетинговую политику на протяжении долгого времени. Отсюда многочисленные мифы о том, что это город, где никто не улыбается, где погода плохая. Ну, погода… Что, в Питере она лучше или в Хельсинки? Много говорят о том, что у нас небезопасно. В 2010 году против иностранных туристов было зарегистрировано 29 преступлений. Это много для такого города? Это не то, что в Рио-де-Жанейро, Йоханнесбурге; Южная Европа рядом не стояла по степени фактической преступности против туристов. Да, у нас были массовые выступления. Но разве их не было в этом году в Лондоне? По всей Европе прокатились.

Или вот ещё одна из баек: иностранным туристам в Москве не нравится. Я в прошлом году несколько раз отвечал на вопрос журналистов о том, почему 83% иностранцев не хотят больше ехать в Москву. Мы долго искали источник этих данных. Нашли. Это была компания, проигравшая один из конкурсов. За этой цифрой не стояло никаких исследований. Просто наглая ложь с целью засветиться в Интернете. А вот данные социологов (исследования проводились в прошлом году двумя социологическими центрами): 79% готовы приехать в Москву ещё раз, 89% готовы рекомендовать поездку друзьям и знакомым. Обследовали групповых туристов в сегменте «три звезды», уровень удовлетворённости – 73%, а в сегменте бизнес-класса – 91%. Почему такое отличие? Полагаю, что отели бизнес-класса в Москве одни из самых новых в мире. Они либо построены, либо реконструированы в последнюю четверть века.

– Оценивая гостиничный фонд столицы, на какие цифры вы прежде всего обращаете внимание?

– Для нас важен показатель загрузки столичных отелей с точки зрения вместимости номерного фонда. В прошлом году в московских гостиницах разместились 4,7 миллиона человек, что на 600 тысяч больше, чем в 2010-м. Есть ещё более важный показатель – количество ночёвок. В прошлом году их число увеличилось на 920 тысяч. Впервые с начала нулевых годов идёт тренд на рост количества ночёвок. Сейчас мы выходим на уровень 2000 года. Загрузка номерного фонда по состоянию на апрель – 73%. До кризиса было 78%. Если Питер считается столицей культурно-познавательного туризма и морских круизов, то Москва – столица делового туризма и речных круизов. И соответственно, в Москве высокая загрузка приходится на осень-весну, время деловых меро-приятий, выставок. В период летних и зимних каникул, в выходные и праздничные дни там загрузка более 50%.

– Получается, что разговоры о дефиците в столице гостиничных мест не имеют под собой основания?

– Разговор о том, что гостиниц не хватает для туристов в туристский сезон, – многолетняя брехня непрофессионалов. Кстати, насчёт цены. Это примерно такая же выдумка, как дефицит номерного фонда. В прошлом году мы начали заниматься этим вопросом и столкнулись с трёпом о том, что в Москве нет хостелов. Выяснилось, что здесь хостелов на 2,5 тысячи мест и 90% из них расположены на Садовом кольце, Арбате, в Китай-городе. Пожалуйста, приезжайте, селитесь, проблем нет. Цены в хостелах начинаются примерно от 350 рублей. В гостиницах – от 1000 за место. АДР (средняя выручка от продажи одного номера в сутки), по фактическим данным инфосистемы межгостиничного обмена, составила 2600 рублей на номер. Как вы понимаете, абсолютное большинство номеров – двухместные. В принципе, эту цифру можно поделить на два. Получится цена на человека – 1300. АДР, конечно, включает в себя и корпоративные тарифы, и тарифы туроператоров. Средняя цена так называемой земли для иностранного туриста в Москве составляет от 100 долларов до 100 евро в сутки. У нас 94 гостиницы – примерно 15000 номеров – это бизнес-класс международного уровня, соответствующий международным стандартам. А поскольку летом фонд не загружен, туристы по ценам на 10–15% выше, чем три звезды, живут в дорогих сетевых отелях в центре города, причём у себя на родине со своими доходами они вряд ли смогли бы там разместиться.

– Откуда берётся рост загрузки отелей?

– Одна из причин то, что в последние годы мы сделали ставку на работу с растущими рынками, в том числе странами БРИК. Прибытия из Китая в 2011 году увеличились на треть. В этом году тоже довольно позитивная динамика. Если в прошлом году у нас рост международных прибытий составил 14%, то за первый квартал нынешнего – 21%. 

Возращаясь к вопросу о дефиците гостиниц. Сейчас их хватает, но если такими темпами, как сейчас, будет увеличиваться количество гостей, отелей через несколько лет опять начнёт не хватать. Как только загрузка уйдёт за 80%, могут начаться рост цен и снижение качества сервиса. Сегодня, в условиях высокой конкуренции за клиента, цена в московских гостиницах находится на приемлемом уровне. Во время кризиса цены упали в диапазоне от 30 до 40% и с тех пор растут очень медленно. В прошлом году, например, увеличились всего на 3%.

– Планируете ли вы замещать внутренними туристами сокращающийся в связи с кризисом поток туристов из Европы?

– Даже в условиях кризиса есть возможности повышения эффективности взаимодействия с европейскими странами. Мы стараемся активно работать со странами, имеющими стабильную экономику. Когда мы начали всерьёз заниматься городом, то первое, с чем столкнулись, – к нам почти не едут сборные группы из других городов России. Решить эту проблему возможно, больше информируя регионы. На мой взгляд, летом можно перфектно провести отпуск в Москве с детьми, расписав программу на две недели. И программа эта будет чрезвычайно интересной для ребёнка: музей шоколада, музей советских игровых автоматов, экспериментариум и ряд других продуктов. 

Для того чтобы не кормить дальше рынок байками, мы просто взяли и сформировали тур: два дня в Москве  с ночёвкой в гостинице и завтраками – три тысячи рублей. Может купить любой желающий. Групповой тариф. Три дня – четыре тысячи и так далее. Началась большая работа с самим турбизнесом, с выстраиванием отношений с гостиницами. Туроператоры, занимавшиеся раньше преимущественно выездным туризмом, взяли в активную работу продажи московских туров. 

На мой взгляд, внутренний рынок открывается неплохо. Те, кто начинает этим реально заниматься, фиксируют рост продаж по 30% в год. Будем развивать внутрироссийский поток: и сборные познавательные группы, и корпоративных клиентов. Нам его нужно увеличить раз в десять как минимум (это если говорить о внутреннем организованном потоке). Я думаю, это сейчас самое слабое звено.

– По вашим оценкам, что его сдерживает?

– В первую очередь транспортные расходы. Я же приводил цены в Москве. Пожалуйста, приезжайте и живите. Всё здесь есть: и недорогой общепит, и вполне хорошие цены в гостиницах. Проблема в стоимости перевозки пассажиров. Для иностранцев – ещё визы. И плюс непродвинутость Москвы в регионах. Её знают меньше, чем Анталию.  

– Происходят ли в Москве события, способные привлечь туристов?

– Событий, которые ложились бы в конъюнктуру туристского рынка, в мире создано немного. Как только они появляются, сразу же становятся сетевыми. Фестиваль света проводится, например, в 60 городах, в том числе в Москве. К таким мероприятиям нам хотелось бы отнести фестиваль «Времена и эпохи». Проект успешно развивается. Уже сегодня это крупнейшая историческая реконструкция в мегаполисах. И крупнейшая реконструкция семнадцатого века в Европе. Другое событие – велоночь, она движется, наоборот, уже из России. Проект «Moscow Fresh» объединяет различного рода креативные сервисы, отражающие тенденции в развитии, в частности, экскурсионного обслуживания. Это мистические экскурсии, квесты. Мало кто знает, что в Москве по малой железной дороге ходит ретропоезд с посещением двух железнодорожных музеев. 

Сейчас ведётся большая работа по присоединённым территориям. Москва увеличилась в два с половиной раза. Это пространство надо осваивать. Мы выбрали для себя в качестве ключевого маршрута направление Москва – Боровск. Боровск –  город в Калужской области, он интересен по своим архитектурным достопримечательностям, не уступает Коломне и Сергиеву Посаду, с действующими монастырями, старообрядческими в том числе. Рядом с Пафнутиево-Боровским монастырём 16 века сейчас строится комплекс «Этномир», включающий средства размещения (белорусские деревни, украинские и так далее). Присоединение новых территорий открывает для нас новые возможности в развитии дополнительных видов туризма – экологического, спортивного, санаторно-курортного. Будем развивать лечение под Москвой, экскурсионку по столице.

Замечательные возможности есть у города с точки зрения водных ресурсов, причём не только круизный продукт, но и прогулочный. В этом году мы открыли на постоянной основе маршрут «Золотое кольцо». Он проходит по центральной части Москвы с использованием отводного канала. Это стало возможным после спуска на воду двух речных теплоходов класса «Столичный». Мы смогли открыть один из лучших в Европе маршрутов. Он не слишком продолжительный, но очень красивый. Другая тема – флотилия «Редиссон». Прогулки получаются недешёвыми, но есть особенность: это пять кораблей ледокольного класса. Назовите мне, в каком крупном городе мира вы можете совершать речные прогулки по городу на ледоколах на Новый год?

Никогда не был ура-патриотом. Ещё раз хочу сказать: город чрезвычайно сильно изменился. Он меняется стремительно, и это заметно. Вы видите? Сами москвичи вышли на улицы, в парки. К ним стало больше приезжать гостей, судя по регистрации УФМС. Изменилась ночная жизнь города. В гостиницах висят предложения о ночных экскурсиях, и они пользуются большим спросом (речные и автобусные, вплоть до экскурсий на роликах). Очень многое меняется в объектах показа. Взять, к примеру,  Большой театр после реконструкции. Или новый музей космонавтики. После реконструкции открылась экспозиция «Бородинская панорама», очень красивый получился музей. Планетарий не сравнить с тем, что было. Открылся океанариум, открывается после реконструции Триумфальная арка. Те, кто приезжает с культурно-познавательными целями, идут сейчас в богемные точки, в галерею «Гараж» и в галерею «Винзавод». Сама инфраструктура Москвы сегодня более соответствует атмосфере натоящего гостеприимства в крупном городе. Как мне представляется, не продать такой город – большой грех.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры