«Финансирование опережает силы»
Эффективному освоению средств Дорфонда мешает отсутствие стратегии
В этом году дорожникам Иркутской области предстоит освоить небывалые за последнее время средства. В созданный Дорожный фонд заложено 6 млрд. 820 млн. рублей. Однако, по выражению экспертов, «финансирование сегодня опережает силы и мощности». Область не в состоянии качественно освоить средства: нет ни кадров, ни новых асфальтобетонных заводов. Специалисты решили призвать на помощь планирование: к октябрю минстрой разработает стратегию развития дорожной отрасли, в которой пропишет все её потребности и направления роста.
Необходимость разработки программного документа, пояснил на совещании в понедельник зампред регионального правительства Николай Хиценко, назрела в связи с принятием в прошлом году областного закона о Дорожном фонде: «Полным ходом идёт формирование и расходование средств фонда, объём финансирования больше прошлогоднего в два раза и в четыре раза превышает показатель 2010 года. Это налагает на нас огромную ответственность по освоению средств». Резкое увеличение вливаний в отрасль, полагают эксперты, имеет, кроме положительной, и обратную сторону. Область сегодня обладает устаревшей материальной базой, испытывает дефицит специалистов, а также нехватку производств основных стройматериалов.
В результате дорожники могут просто «захлебнуться» в деньгах и не справиться с их освоением, считают эксперты. Чтобы этого не произошло, в областном правительстве решили спланировать развитие отрасли. Каждое заинтересованное предприятие и учреждение подготовит свои рекомендации, и к октябрю готовый документ представят на суд дорожной общественности. Пока в минстрое не разглашают основных параметров стратегии, однако предполагается, что за основу возьмут действующую в области программу «Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, на 2011–2015 годы». В частности, предполагается, что до 2018 года силами бюджетов разных уровней построят 270 км дорог, однако без общего программного документа такого результат достичь не удастся, говорит Николай Хиценко.
По информации зампреда, сегодня в Минрегионе РФ на согласовании находятся предложения Иркутской области, согласно которым до 2018 года она планирует вложить в развитие дорожной отрасли 20 млрд. рублей. Областной бюджет на эти цели выделит более 7 млрд. рублей, федеральный – 12 млрд., оставшиеся средства дадут муниципалитеты. Согласованные предложения войдут в обсуждаемую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». По словам министра экономического развития и промышленности Иркутской области Руслана Кима, сформированные предложения отражают лишь мизерную часть потребностей региона. Однако с освоением даже сравнительно небольших средств могут возникнуть проблемы.
В дорожной службе Иркутской области считают, что «самым узким местом» отрасли является 100-процент-ный износ 28 асфальтобетонных заводов (АБЗ), в своё время равномерно распределённых по территории региона. Именно от них зависит возможность укладки асфальта в отдалённых районах. «Каждый завод имеет охват в сто километров, потому что перевозки на дальние расстояния угрожают качеству материала. При существующей загрузке большая часть АБЗ окончательно выйдет из строя через два года. Поэтому мы предлагаем областному правительству инвестировать в строительство 14 новых заводов. За год, по нашим подсчётам, реально установить четыре завода», – говорит директор дорожной службы Андрей Кайдаш.
С точки зрения государства как заказчика дорожных работ, проблемой является краткосрочность заключаемых контрактов. В Иркутской области до сих пор не применяются так называемые контракты жизненного цикла, которые могут заключаться на срок до 25 лет, в течение которых заказчик постепенно расплачивается с подрядчиком, а тот за свой счёт содержит крупный участок дороги. «Раньше подрядчиком и заказчиком в одном лице выступало государство. Оно отвечало и за содержание объекта. А сейчас подрядчик строит дорогу, уходит, а содержать её некому», – считает руководитель дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области Евгений Липатов. Однако регион недавно сделал прорыв в этой области. По сообщению начальника управления автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск Федерального дорожного агентства Олега Шандрука, в этом году учреждение впервые проведёт торги с условием шестилетнего содержания дороги.
Не обошёл дорожную отрасль и кадровый голод. «Нет ни мастеров, ни геодезистов, ни лаборантов. А качество дорог обеспечивают именно они», – сетует Евгений Липатов. «С кадрами действительно плохо, – соглашается Олег Шандрук, – но недавно Рос-автодор реанимировал учебные комбинаты и сейчас обучает бульдозеристов, грейдеристов, асфальтоукладчиков». Развитие «дорожного» образования, считают участники совещания, необходимо учесть в будущей стратегии. К одному из обязательных разделов документа, говорят они, также необходимо отнести укрепление производственного кластера. «Обидно везти гранит из Китая», – сказал Николай Хиценко, а генеральный директор «Иркутскгипродорнии» сделал акцент на необходимость собственного производства стальных конструкций, ЖБИ, высокопрочных материалов для производства гидротехнического бетона.
Планируется, что в октябре област-ной минстрой проведёт аналогичное совещание, на котором заинтересованные стороны рассмотрят уже готовый проект стратегии развития дорожной отрасли. Пока же ведомство планирует упорядочить поступившие рекомендации, чтобы использовать их в составлении документа.