издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оставляя след в душе

Долгожданный отпуск для вампиловцев наступил только в июле. По правде говоря, что-то несусветное: одиннадцать премьер за сезон! Вместо плановых пяти. Сезон этот был предъюбилейным, 84-м по счёту, чрезвычайно насыщенным и напряжённым. О его особенностях и рассказывает в беседе директор Иркутского областного театра юного зрителя заслуженный работник культуры России Виктор Токарев.

– Простите за минорную ноту в начале  разговора, но вы же знаете, Виктор Степанович, что без причины душа не кручинится. Ведь прожитый сезон стал последним в жизни и судьбе народной артистки РФ Людмилы Стрижовой, внезапно и безвременно покинувшей всех любящих её.

– Конечно, это неожиданная потеря. Это удар. Беда, которую мы все ещё долго будем переживать. Образовалась брешь, невосполнимая человечески и творчески. Слишком самобытной и яркой художественной индивидуальностью отличалась Людмила Ивановна…

– Хотя «в минувшей веренице дней бывало нам и горестно, и трудно», как сказал поэт, но сезон-то продолжался.

– Да, в остальном сезон сложился, рискну сказать, неплохо. Правда, у нас было столько работы, что передохнуть некогда. Очнёмся, наверно, только в отпуске. За один июнь мы выпустили три спектакля. Никогда такого не бывало: три премьеры за месяц!

– Спрошу напрямик, уж извините. Не в ущерб качеству обернулось количество?

– А вы не улавливаете некое созвучие слов «премьера» и «примерка»? На зрителе, по его реакции многое выверяется: где длину убрать, косину подровнять, шов скрыть… У нас художественный совет, должен сказать, довольно строго и придирчиво принимает работы. И не всегда с первого показа. Но в этом сезоне подобных прецедентов, по счастью, не было. Это не означает, конечно, что в наших постановках всё безупречно. Так, наверное, и не бывает даже. К тому же сколько людей, столько и оценок, верно? Знаете, я лучше отвечу вам фразой из повести нашего земляка – писателя Леонида Бородина: «Когда буквально переполняешься любовью к ближним, как-то по-особому понимаешь вторичность их недостатков». Думаю, о вторичности недостатков можно говорить и в нашем случае, поскольку мы работаем с неподдельной любовью к зрителям. И, что важно, с чувством огромной ответственности перед своей аудиторией. Чего требуем и от приглашённых режиссёров.

– Но и экспериментировать не боитесь? Я имею в виду сказку Самуила Маршака «Теремок», которую взялся поставить молодой артист ТЮЗа Дмитрий Иванов, предложивший оригинальное решение хрестоматийного сюжета.

– Его дебют на режиссёрском по-прище, к радости всего коллектива, оказался вполне удачным. Как, кстати, и первый опыт сотрудничества с интересным профессиональным режиссёром Александром Гречманом. Он поставил к 75-летию Александра Вампилова инсценировку Лины Иоффе «Прощай и здравствуй» по записным книжкам и фрагментам пьес драматурга. Мне его режиссура по душе: очень серьёзная, глубокая, образная.  Подтвердил свою высокую репутацию Валентин Зверовщиков, артисты увлечённо работали с ним над комедией Шекспира. А для участия в международном фестивале «Бродячий Арлекин» на земле Италии мы пригласили режиссёра лингвистического театра Игоря Ливанта на постановку «Каштанки» по рассказу А.П. Чехова. Изобретательный сценический вариант этого произведения вслед за иркутянами одобрят, надеюсь, итальянцы и их гости. К этой же поездке приурочена и последняя премьера сезона – «Небесная Дева-Лебедь», мы её выпустили прямо перед отпуском.

– Тут вы и постановщик, и автор литературной основы, что отражено в программке. А вместе с вами над воплощением древней бурятской легенды трудилась целая бригада специалистов из Улан-Удэ и Усть-Орды: художник, композитор, хореограф, репетитор по вокалу, модельер, чеканщик… Всё действие сопровождает игрой на морин-хуре солистка оркестра национального ансамбля песни и танца «Степные напевы» Светлана Гомбоева. Между прочим, я впервые наблюдала необычную очередь. Взрослые и дети сразу после этой премьеры выстроились цепочкой к столику с книгой отзывов.

– Так происходит после каждого представления. Чем длиннее очередь (смеётся), тем сильнее, считаем мы, взволновал спектакль. Чувствуем это и во время обсуждения инсценировки рассказа Валентина Распутина «Рудольфио». Обсуждение, представьте, длится порой дольше, чем сам спектакль! Там все поколения зрителей активно участвуют. И рассуждают порой очень неожиданно.

– А эмоциональность письменных высказываний прямо-таки зашкаливает. Вот о последней премьере, и не только о ней: «Ваши спектакли – это «луч света в тёмном царстве», «Вы самые лучшие!», «Приходили, приходим и ещё будем приходить!», «Очистили душу – очень добрый спектакль», «Всё проникновенно, задели до глубины души», «Вы сами – жемчужина Байкала!» Словом, сплошные восторги. Подписываются и персонально, и целыми семьями, взрослые не уступают детям в искренности чувств.

Сцена из спектакля «Прощай и здравствуй» (на снимке заслуженный артист России Владимир Привалов и артистка Людмила Попкова)

– Разве не для восторга людям дан театр! Это не я, это Георгий Бояджиев воскликнул (смеётся).

– Тогда не грех вспомнить и Веничку Ерофеева: «Надо привыкнуть смело, в глаза людям, говорить о своих достоинствах. Кому же, как не нам самим, знать, до какой степени мы хороши?» Это, если угодно, карт-бланш вам от знаменитого писателя. Я, например, очень ценю юмор в спектаклях ТЮЗа «Тайна ледяного замка», «Укрощение строптивой», «Королевство кривых зеркал». Прибавим сюда и ряд уже на-званных премьер, и спектакли текущего репертуара. Уж не говоря о постановках по Вампилову.

– За карт-бланш спасибо, конечно, но я предпочту простую констатацию сделанного в сезоне. Во-первых, в разговоре ещё не прозвучали названия спектаклей «Прощание в июне», «Почему ты уходишь?», «И поёт мне в землянке гармонь…». Эти премьеры тоже нашли удивительно живой отклик у зрителя, некоторых просто тронули до слёз.

– Подтверждаю, опираясь на записи в книге отзывов.

– Между прочим, любопытные отзывы есть и в Интернете. Но нам не менее дорога непосредственная реакция публики на местах, в разных точках Приангарья. Мы с удовольствием восприняли госзадание министерства культуры. В частности, в рамках программы «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области» осуществляем свой проект «Северная театральная фантазия». Это гастроли по городам Братску, Усть-Илимску, Саянску, Зиме, Куйтуну и Тулуну, куда возим лучшие свои спектакли. С проектом «Театральный балаганчик» побывали в Усолье, Ангарске, Шелехове и населённых пунктах Иркутского района. Получили уже денежную поддержку Минкультуры России, где одобрено наше решение продолжать литературные вечера в честь юбилея писателя-земляка: «Валентин Распутин. Век живи – век люби».

– Задуман спектакль?

– Планируется литературная композиция, в том числе мне бы очень хотелось, чтобы был инсценирован и поставлен его рассказ «Уроки французского». Очень люблю это произведение, оно, как и «Рудольфио», греет мою душу. В прошедшем сезоне стартовал в рамках упомянутой губернаторской программы ещё один юбилейный проект: «Театр Александра Вампилова – молодёжи Приангарья», по-свящённый 75-летию нашей области.

– А впереди что?

– Осенью везём семь спектаклей на долгожданные гастроли в Санкт-Петербург по договорённости на высшем уровне руководства наших регионов о дальнейшем сотрудничестве.

– Успеха театру! И особые поздравления победителям традиционного творческого конкурса в разных номинациях, получившим награды на закрытии 84-го сезона: заслуженному артисту России Николаю Кабанову, артистам Вадиму Карионову, Марине Егоровой, Наталье Маламуд, Михаилу Ройзену, Дарье Садовской, Анжеле Маркеловой, Людмиле Ревтович, Евгению Старухину, Анне Конончук и студенту театрального училища Станиславу Кутыреву. До встречи в новом, юбилейном сезоне!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры