Бойцы дворового фронта
Каждое утро иркутян встречает армия людей в оранжевых жилетах, вооружённых мётлами и лопатами. Задолго до появления на остановках самых ранних горожан во дворах начинается настоящая борьба с мусором, которым щедро усыпаны детские площадки и территория вокруг скамеек. Обыватели редко замечают, кто и как наводит чистоту вокруг их домов. «Сибирский энергетик» решил исправить эту несправедливость и отправился на поиски дворников в спальный район Иркутска.
Восточная мудрость
Дядя Искандер вынул наушники, поправил перчатки и хитро улыбнулся:
– Тяжело работать дворником? А где легко? Работа такая, профессия. И глупости всё это – про неуважение жильцов. Утром все здороваются, не грубят мне.
Жизнь человека опутана стереотипами. Кажется, если менеджер среднего звена, то сразу «перспективный белый воротничок», если электрик – то непременно с запахом перегара, если дворник – то обязательно мигрант-нелегал. Кто в действительности убирает улицы, приводит в порядок дворы, знают единицы, и то если они связаны со сферой ЖКХ.
Дядя Искандер работает дворником в Иркутске уже пять лет. Раньше жил в Новосибирске, там тоже убирал улицы. Потом по воле судьбы оказался в Иркутске. Сюда перевёз семью, поселился в Университетском и начал искать работу недалеко от нового дома.
– Сам-то я с Киргизии. Там всю жизнь на тракторе проработал. Потом кризис, а кормить семью надо. Пришлось полностью жизнь менять. – Дядя Искандер устало опустился на лавочку и начал свой рассказ.
Каждое утро в пять часов он уже на работе. Сначала надо собрать крупный мусор, камни, бутылки и только потом начать мести. Труд нехитрый, но и здесь есть свои тонкости. Всем дворникам управляющая компания выдаёт рабочую одежду и инвентарь: перчатки, грабли, лопату, тележку и мётлы. Причём мётлы разного вида.
– Я люблю вот эту – из деревянных прутьев. С ней как-то удобней. Шире она, захватывает больше. Есть ещё новые, современные, из пластика. Думаю, на любителя они, хоть и выглядят красивее, – показывает дядя Искандер когда-то жёлтую с короткой ручкой пластмассовую метлу с резиновыми прутьями.
Наш разговор прерывается. С довольной улыбкой к дяде Искандеру семенит дедушка. В руках у него старый унитаз. «Выкинули! Новый практически! Не сломан даже, всего-то ржавчина. Так я подчищу его, заблестит как новенький», – дедушка опустил унитаз на землю и с энтузиазмом начал его крутить. Дядя Искандер деловито оглядел находку: «Да, действительно. Забирай. Они потому его в бак и не стали выкидывать, рядом поставили. Вдруг кому понадобится». На удивлённый взгляд дворник пояснил, что это местный Плюшкин дядя Гена. Собирает всё подряд у себя на балконе, потом приводит вещи в порядок и продаёт.
Жильцы, признался дядя Искандер, ему попались хорошие, то, как они обращаются с мусором, оказалось одним из решающих факторов.
– Некоторые дворники жалуются, что порой встречают грубость, их ни во что не ставят. Со мной все здороваются, доброго утра желают. Мешки с мусором в урны бросают, а вокруг баков оставляют не простой хлам, а хорошие вещи, которые они предлагают забрать бомжам. Если мимо идёт пьяный, задирается, я внимания не обращаю. Утром спокойно следы ночных гуляний молодёжи убираю. Терпение нужно дворникам – вот главное условие, – улыбается дядя Искандер.
Вопреки статистике
В микрорайоне Университетский, где проходила основная часть рейда, среднестатистический дворник – это киргиз, мужчина от 20 до 50 лет. По официальным данным регионального ФМС, во всей Иркутской области работают дворниками всего 24 гастарбайтера. Однако только за одно утро корреспондент «Сибирского энергетика» повстречала пять дворовых уборщиков-киргизов в одном микрорайоне города. Тамир, Хамит, Юра так и не смогли изъясниться на русском языке. И с корреспондентом они пытались общаться на уровне жестов: потрясти метлой – показать на себя пальцем – назвать имя. Ещё один блюститель чистоты так и не понял ни одного вопроса корреспондента.
– Я уже пять лет имею российское гражданство, а уж как остальные работают, не знаю. Но мигрантов всё равно мало. Большая часть русских, – заверил дядя Искандер напоследок.
В глубине микрорайона удалось найти одного русского дворника: высокого, пышущего здоровьем розовощёкого парня. Он меланхолично собирал бутылки и выкидывал в контейнер. Евгений, как оказалось, работает дворником уже больше года. По образованию молодой человек программист.
– Не устроился по специальности, решил поработать дворником. Деньги нужны. На самом деле не так-то просто найти место дворника. Я езжу на работу в Университетский из Ново-Ленино. Все приступают убирать дворы часов с пяти-шести, а у меня получается только с восьми, – рассказал Евгений.
На вопрос, а много ли русских дворников он встречал, Евгений ответил удивлённым взглядом. Он с некоторой медлительностью, словно что-то подсчитывал и сопоставлял в уме, подтвердил слова дяди Искандера, с которым он, кстати, хорошо знаком. По его мнению, дворники-иностранцы составляют не больше 10 процентов. Однако подсказать, где найти ближайшего русского коллегу, не смог.
«Управляющая компания заключает договоры с подрядными организациями, которые и предоставляют дворников. Так, территорию Западного управления ЖКС убирают около 150 дворников. Всё ли у них в порядке с миграционной службой – это головная боль подрядчиков. Нам главное результат: чтобы было чисто», – пояснили в ОАО «Западное управление ЖКС», обслуживающем почти половину домов в Университетском.
Не женское это дело
Найти женщину-дворника удалось только на следующий день. Валентина Ильинична как раз собирала камни в тележку вокруг новостройки «Дольче Вита». Последствия стихии, которая обрушилась на город несколько дней назад, ещё долго будут напоминать о себе, признаются дворники. Потоки грязной воды принесли во дворы с собой камни, щепки и глину. Чтобы всё это собрать, нужны крепкие руки и несколько часов тяжёлой работы. Именно в такие периоды становится понятно, что дворник – совсем не женская профессия. Впрочем, Валентина Ильинична работает вопреки доводам рассудка.
– Да разве мужчины будут дотошно каждый угол выметать, каждый фантик поднимать? У меня очень большая территория, устаю, конечно. Но совесть не позволяет взять и бросить на полпути. – Женщина устало кивнула на полную тележку мусора.
Валентина Ильинична по образованию бухгалтер, тридцать лет проработала с цифрами, но потом попала под сокращение. На её место пригласили молодую и перспективную девушку. Женщина помогает воспитывать дочери троих сыновей. Когда потеряла работу, поняла, что на одном пособии прожить невозможно.
– Вот уже несколько лет мету дворы. Ездить приходится из Жилкино, до Университетского это две пересадки. Не ближний свет, зато дополнительные двадцать тысяч в семейный бюджет. Когда совсем невмоготу, привлекаю внуков. Они теперь не стесняются, понимают, что любой труд важен, – рассказала Валентина Ильинична.
Сами жильцы Университетского признают: микрорайон – один из самых чистых в городе. «Никогда не задумывалась, кто убирает дворы. На работу к десяти иду, дворников уже нет. Просто привыкла, что чистота вокруг. Езжу к матери в Рабочее. Там и бутылки, и разорванные мусорные пакеты валяются. Наверное, стоит обратить внимание на тех, кто у нас убирает, и гордиться такими людьми», – говорит Марина, жительница дома 80д микрорайона Университетский.