Птицы, летящие к солнцу
Выставка в артгалерее «Dias» посвящена творчеству Виктора Огиенко, отмечающего в этом году 65-летний юбилей. Художник, которому подвластны все жанры изобразительного и прикладного искусства, Виктор Николаевич занимается резьбой по дереву, чеканкой по металлу, дизайном, живописью. В Братске, куда он приехал по окончании Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), до сих пор сохранились его работы, украсившие некогда молодой, полный энтузиазма город.
Для Иркутска, когда город готовился к 350-летнему юбилею, Огиенко делал эскизы уличных светильников и скамеек, выкованных из металла. Сегодня Виктор Николаевич считает себя сибиряком. Его творчество реализовалось в Братске, где он был главным художником города, и в художественно-производственных мастерских областного центра. Родился же Огиенко в Запорожье, там же начал заниматься рисованием в художественной студии Дворца пионеров. Мальчик мог часами просиживать за альбомами и красками в ожидании, когда родители, оба преподаватели истории, придут с работы. По окончании школы Виктор стал студентом художественного училища имени Грабаря в Ужгороде. Преподаватели там были удивительные — выпускники Венской, Парижской, Будапештской академий искусств. Объяснялось всё просто: Ужгород расположен на границе с Польшей, Румынией и Венгрией, до революции многие могли там учиться.
Прежде чем продолжить образование в Москве, молодой человек, научившийся студентом не только подрабатывать, но и зарабатывать, совершил путешествие по городам, славящимся своими художественными школами. Побывал в Прибалтике, Ленинграде, Львове, Минске. Более других ему понравилось Московское Строгановское училище. Поступил на отделение дизайна и художественного конструирования. Учился работе по металлу, ковке, сварке, изготовлению ювелирных изделий. В программе было обучение работе с пластмассой, деревом, керамикой, стеклом. Огиенко выдувал из раскалённой массы стеклянные сосуды, вазы, осваивал мастерство резьбы по стеклу. Но главным притяжением студента в училище стал металл.
С той поры минуло несколько десятилетий. Художник стал настоящим мастером, участником выставок российского, всесоюзного и международного уровней. Медали, изготовленные ко Дню космонавтики, триптих «БАМ – магистраль трудового подвига» закуплены Московской дирекцией выставок. На счету Виктора Николаевича – запатентованные проекты, запущенные в производство в счастливое для декоративно-прикладного искусства советское время. Тогда же он был награждён золотой медалью ВДНХ.
Огиенко, по его словам, корнями врос в Сибирь. О его любви к ней говорят оформленные им в Порту Байкал – отправной точке Кругобайкальской железной дороги – вокзал, привокзальная площадь, музей. К памятнику инженерной архитектуры, каковым признана КБЖД, присоединилось настоящее искусство, делающее это место особенно притягательным.
В начале 1990-х годов Огиенко начал преподавать рисунок и живопись на декоративно-прикладном отделении художественного училища. Тогда же в Иркутск приехала делегация художников из Южной Кореи, кураторство которой поручили Виктору Николаевичу. За две недели он близко сошёлся с профессором Таеджонского университета изящных искусств Ким Чи Джуном, с которым они оказались одного дня, месяца и года рождения. Тот предложил ему преподавательскую работу в своём университете.
В Корее Огиенко учил студентов основам изобразительного искусства, на досуге много рисовал. Пейзажи азиатской страны не похожи на украинские и тем более сибирские. На полотнах художника проявлялись солнечные пейзажи и виды, окутанные дымкой, вернее моросью, которая случается в стране в определённое время года. На рубеже ХХ – XXI веков и в последние годы у художника были частые выезды на пленэр в Монголию. Другая страна, другие пейзажи, соединяющие горы, упирающиеся своими пиками в небо, и безбрежные просторы пустыни. В Иркутске, как и у многих художников, у Огиенко главное место притяжения – Байкал с его переменчивостью цветовой гаммы, настроений.
На выставке в артгалерее «Dias» эти работы представляют «триптих» стран, показанных в самобытности пейзажей. Главное чувство, которое выражает художник в своих картинах, – любовь. С этим чувством он пишет монгольскую юрту, затерянную в пустыне, и осеннее полыхание красок по дороге на Байкал.
Теплом и покоем веет от пейзажей Кореи, краски которых напоены синими, белыми, чуть сиреневатыми тонами. В окружении гор, кораблей, моря и птиц показывает художник портрет своего корейского друга профессора Ким Чи Джуна.
Живопись в творчестве художника пришлась на вторую половину его жизни, в ней чувствуется рука мастера, уверенность человека, умеющего считывать не только видеоряд природы, но и её настроение.
Большое место на выставке уделено декоративно-прикладным работам. Резьба по дереву впечатляет настолько, что обыденное становится необыкновенным. Прорези на досках могут располагаться так, что видятся в них зимняя вьюга, завируха или весна. Грандиозное впечатление производит доска, названная художником «Иней». Дерево – материал природы – Огиенко только подправил, прошёлся резцом по жилам – кольцам жизни, подтонировал, сделал поперечные полосы, и вот образ причудливого рисунка готов.
Виктор Огиенко – мастер, владеющий всеми жанрами изобразительного искусства. Его юбилейная выставка поражает разнообразием работ. Но самое сильное впечатление оставляют птицы, которые летят ввысь, ближе и ближе к солнцу. Эта работа как символ. Она располагает не только к созерцательности, но и к философскому размышлению о жизни, устремлённой в вечность.