Гастрольный марафон Бурятского театра
Гастроли Бурятского академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г. Цыдынжапова всегда желанны и ожидаемы иркутской публикой. Приобретённый театром авторитет позволяет ему рассчитывать на успех даже в случае, если бы гастроли были ежегодными. Это обусловлено исторической памятью иркутян, которые с восторгом вспоминают классиков Бурятского театра народных артистов СССР Лхасарана Линховоина и Ларису Сахьянову, народных артистов России Петра Абашеева, Ольгу Короткову, Екатерину Самбуеву и Татьяну Дудееву. Отдавая должное замечательным артистам прошлых лет, мы с удовольствием отмечаем практически ежегодное пополнение актёрской и балетной труппы талантливыми именами, которые не только свято сохраняют традиции классического оперного и балетного искусства, но и новыми спектаклями, новыми трактовками сценического действа продолжают эти традиции приумножать.
Нынешние гастроли Бурятского академического театра можно, мне кажется, назвать фестивалем балетного искусства. В афише театра, представленной иркутянам, четыре классических балета: «Лебединое озеро» П. Чайковского и «Жизель» А. Адана, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова и бессмертная «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова. А ещё «Вечер современного балета», состоящий из трёх оригинальных одноактных произведений, и вечер «Магия танца», включающий разноплановые балетные дивертисменты. И всё это – практически за две недели. Оперное искусство Бурятского театра нынче представлено лишь одной оперой – «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, что, конечно, грустно, так как лишило нас возможности вновь обрести радость встречи с замечательными бурятскими певцами.
Гастроли в Иркутске театр открыл «Лебединым озером». Неснижающийся интерес и любовь зрителей к балетам Чайковского определены потрясающей музыкой, в которой зримо воплощены поэтическая лирика и волнующий драматизм, с огромным чувством правдоподобия смешиваются сказка и быль, грозно звучат зловещие звуки рока, но в которой с обязательной и желательной закономерностью слышен победный гимн любви.
Талантливейшая исполнительница главных партий балета Баярма Цыбикова выстраивает хореографию Одиллии, насыщая её очень яркими, взволнованными движениями тела, естественностью поз и выразительной мимикой. Её «поющие» руки трепетно передают волнение лебединых крыльев, показывая то родившееся чувство любви, то горестные колебания ощущения предательства, то вдруг возникшее мужество в борьбе за будущее счастье. Я думаю, что балерина с каждым спектаклем, с каждым годом являет зрителю обретаемую мудрость, при этом счастливо сохраняя поэзию и целомудрие образа. Это – лирическая Одиллия.
Вторая важнейшая партия балета – зловещий образ чёрного лебедя Одетты. Её также танцует Баярма Цыбикова, но, мне кажется, в экспрессии Одетты – Баярмы нет той зловещей одержимости, которой наделил её Чайковский: хочет того или нет балерина, лирика Одиллии всё равно проявляется в чёрном лебеде. Это ещё одно свидетельство мудрости и таланта великолепной балерины.
Несомненно, заслуживает внимания и «Жизель». Этот балет театр сохраняет в репертуаре с 1955 года с короткими перерывами, в которые новые балетмейстеры предлагали новое осмысление и яркую выразительность образов. В нынешней редакции балетмейстер Вячеслав Мухамедов значительно изменил хореографию во втором акте, оставив в классическом варианте лишь танцевальный рисунок Жизели и графа Альберта. Снят трагизм сумасшествия героини в первом акте, более ярко прослеживается гибель Жизели от сердечного приступа. Балет стал более лирическим, приобрёл мягкие общечеловеческие, бытовые тона, и только в финальных сценах вновь начинает звучать и романтизм чувств, и закономерная победа жизни над смертью.
Партию Жизели танцует лауреат Государственной премии Бурятии, дипломант XI Международного конкурса артистов балета «Арабеск» Анастасия Цыбенова. Танцует вдохновенно и поэтично. Движения балерины легки, изящны и колоритно насыщены хореографическим текстом роли, который зрителя заставляет сопереживать.
Мне кажется, Анастасия Цыбенова – новое для иркутян имя примы-балерины. И это счастливое знакомство, оно свидетельствует о рождении новой хореографической звезды на небосклоне бурятского балета.
Яркий образ графа Альберта создаёт лауреат Всероссийского конкурса «Молодые дарования России» Баир Жамбалов. Артист успешно сочетает классическое хореографическое искусство с драматизмом пантомимических эпизодов, что позволяет гармонично рисовать трагедию сначала обманутой, а затем раскаявшейся любви. Баир Жамбалов обладает отличными внешними данными, лёгок и грациозен в прыжках, уверен в позах и поддержках. Вместе с Цыбеновой они составляют великолепную пару.
«Вечер современной хореографии» включает в себя три одноактных балета: «Souvenirs de Bach», «In Tandem» и «Dzambuling». Поставленные в современном стиле, все они предоставляют возможности хореографам и артистам творить как бы в свободном парении, не ограничивая танцоров канонами классики, не обременяя их границами сюжета и какой-либо идеей. Труппа как бы экспериментирует прямо на сцене.
Бурятская труппа, мне кажется, нашла в решении современного балета разумное рациональное зерно. Так, одноактный балет «Сувенир де Бах», давая простор для фантазии и творчества солистам, использует и необходимую зрелищность, столь свойственную классическому балету. Внесение элементов современной хореографии становится неназойливым украшением балета и переходной стадией к откровенно современному «Ин тандем». Вот здесь уже весь комплекс современных средств выражения используется в полной мере: соло, дуэты и ансамбли танцуют свободно, импровизируя в такт музыкальных ритмов.
И лишь третий балет – «Дзамбулинг» – в определённой мере наделён идеей. По своей сути он приближается к балету этнографическому: музыка его насыщена звучанием специфических инструментов, горловым пением, восточной окраской. Я бы назвал этот балет «Вальпургиевой ночью по-бурятски».
Все три балета родились в содружестве труппы Бурятского академического театра и канадского хореографа Питера Куанца. При создании балета «Дзамбулинг» к Куанцу присоединяется в качестве автора идеи и художественной концепции проекта основатель «Фонда современного искусства X 21» в Нью-Йорке Людвиг. Безусловно, интересный и многозначный спектакль рождён в результате этого творческого альянса!
Оперный репертуар театра был представлен оперой Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», более известной под названием «Чио-чио-сан». Это, пожалуй, самая нежная, самая драматическая и самая трогательная опера итальянского композитора. Она получила феноменальное музыкальное решение: все коллизии, все образы наделены своей прекрасной мелодией, которая была бы понятна слушателем даже если бы не поддерживалась действием. Такова сила музыкального гения Дж. Пуччини.
«Чио-чио-сан» практически не сходит со сцены Бурятского театра. Сегодня театр представил зрителю эту оперу в постановке заслуженной артистки Республики Бурятия Веры Васильевой.
В роли Баттерфляй мы увидели дипломанта III Международного конкурса оперных певцов Галины Вишневской, I Всероссийского музыкального конкурса и многих других престижных фестивалей и конкурсов Аюну Базаргуруеву. Очаровательная, изящная, с прекрасным по окраске и силе звучания голосом, в котором чувствуется полное погружение в образ и мощь переживаемых чувств, Аюна Базаргуруева демонстрирует сценическую зрелость молодого дарования.
А рядом – опытная певица, народная артистка Республики Бурятия, дипломант международных конкурсов Оксана Хингеева. Её вокальное дарование, чувственное сопереживание героини и трогательная актёрская интерпретация делает образ Сузуки обаятельным и сюжетно необходимым. Пусть меня извинят другие вокалисты оперы, но я безусловно уверен в том, что успех и жизненность оперы «Чио-чио-сан» обеспечены именно Аюной Базаргуруевой и Оксаной Хингеевой.
Бурятский академический театр оперы и балета завершил свои краткие гастроли в Иркутске, где этот театр любят в течение многих десятилетий, ждут его удивительные спектакли, которые свидетельствуют о постоянном творческом росте и мастерстве артистов.