Виза для круиза
Региональные власти намерены навести порядок на водном транспорте
Сергею Ерощенко не нужно объяснять, что происходит в водных перевозках акватории Байкала и Ангары. Он сам возглавлял крупнейшее судоходное предприятие Иркутской области и знает проблемы отрасли, что называется, изнутри. Логично, что в ранге губернатора он стал поднимать вопросы, касающиеся качества перевозок на водном транспорте.
«Если каждый после этой встречи займётся своей работой, то на Байкале по водному транспорту можно будет навести порядок», – начал губернатор, внимательно оглядев участников совещания. В губернаторском зале «Серого дома» собрались сотрудники прокуратуры, полиции, МЧС, государственного речного, природного и потребительного надзоров, руководство Государственного речного регистра, Байкало-Ангарского бассейнового управления водных путей и судоходства, Восточно-Сибирского речного пароходства, директора туристических компаний.
Губернатор кратко очертил круг проблем, которые требуют решения. Нарушения начинаются на стадии строительства судов и заканчиваются их эксплуатацией. Большая часть сооружений изготавливается в кустарных условиях, строители используют вредные для экологии материалы, загрязняют акваторию строительным мусором. Многие суда не предназначены для перевозки пассажиров, но их владельцы всё равно берут на борт людей. А те яхты, которые могут возить пассажиров, не всегда имеют право заниматься коммерцией. «Почему в области мы находимся в такой ситуации? Потому что все процессы – теневые, – сам ответил на свой вопрос Сергей Ерощенко. – Заниматься реальным бизнесом можно только тогда, когда появляется цивилизованный рынок». Затем губернатор попросил собравшихся высказаться, какие есть помехи на пути к безопасному и полностью легальному судоходству.
Восточно-Сибирский транспорт-ный прокурор Анатолий Мерзляков не стал касаться технических вопросов, остановился на правовой и законодательной базе отрасли. «У врачей есть заповедь «не навреди», – издалека начал прокурор. – Хорошо бы её использовать и в нашей работе. Несовершенные правовые нормы порой вредят так, что человек не может использовать свой транспорт, а только ходит по инстанциям. В Иркутской области на учёте в разных регистрах стоит 1131 судно, более 40 тысяч маломерных судов зарегистрированы в МЧС. Отсюда начинается, мягко говоря, бардак». Дело в том, что законодательство не даёт чёткого толкования, в каком органе нужно регистрировать то или иное судно. По федеральному закону о маломерных судах, который начал действовать в конце мая, регистрацию в МЧС проходят суда длиной не более 20 метров, способные принять на борт до 12 человек. Одно из главных условий – такие корабли не предназначены для коммерческих перевозок. В то же время в законе нет ясности, каким образом измерять технические характеристики судна – по расчётной или по габаритной длине. Оказалось, что единой позиции на-счёт этого не самого замысловатого вопроса нет даже в самих регистрирующих ведомствах: в Госрегистр пришли одни разъяснения, в МЧС – другие. «Мы знаем, что половина судов, зарегистрированных в МЧС, значатся в базах практически незаконно. Более того, многие регистрировали их через суд, и суд соглашался с доводами владельцев. Причём судебные решения обратной силы не имеют», – констатировал транспортный прокурор.
По словам Анатолия Мерзлякова, в отрасли водных перевозок есть много проблем, которые не выглядят злободневными, но тоже требуют решения. Например, организация штрафных стоянок для водного транспорта – их просто нет. Хотя по закону это полномочие муниципальных властей. Транспортный прокурор предложил помочь территориям и заложить деньги в област-ном бюджете на это нужное дело.
Недостаточно активно принимаются меры к судовладельцам, которые нарушают закон, посетовал прокурор. За полтора последних года в области возбуждено чуть больше 20 уголовных дел по 238 статье УК РФ – оказание услуг, которые могут повлечь тяжкие последствия. «Это мизер. Но не в этом задача и не в этом цель, – отметил Анатолий Мерзляков. – Я бы хотел обратиться к туроператорам: пожалуйста, смотрите, кому доверяете жизни своих клиентов. На вашей совести, на вашей ответственности последствия. У нас не Волга, у нас Байкал, здесь даже труп невозможно будет найти. Через два дня можно не искать».
Ещё одна головная боль надзорных органов – состояние причалов и пристаней. Во-первых, строят их чаще всего с нарушениями технологии: используют неэкологичные материалы, мусор сваливают в водоём. Во-вторых, контролирующие органы до сих пор не могут определиться, кто должен проверять нормы строительства и содержания причалов.
В законе говорится, что это обязанность Ространснадзора, а регламент о безопасности водного транспорта вменяет это ГИМС. «На причальных сооружениях выявлено 236 нарушений закона. Если взяться, можно закрыть все причалы, кроме тех, которые эксплуатируют Восточно-Сибирское речное пароходство и нескольких других крупных организаций. Я считаю, главное – не запретить, а понудить привести всё в порядок», – сказал транспортный прокурор.
Выслушав транспортного прокурора, губернатор обратился к заместителю руководителя Управления Росприроднадзора по Иркутской области Юрию Крашенинникову: «Я знаю вас прекрасно, вы неоднократно были у меня. Вы очень добросовестно подходите к своей работе, у вас и щепку за борт не выбросишь. Но скажите, каким образом в Солнечном появилось огромное количество причалов, никак не зарегистрированных? Теплоходы там стоят, никто их не проверяет, предписания не выносит. По Ангаре целые дамбы отсыпают. Из Боково люди обращаются. Передайте (своим сотрудникам. – Ред.) позицию губернатора и позицию власти. Чтобы они занялись собственной законной деятельностью. Установлен никому не понятный порядок, и в нём люди существуют. Отнюдь не так должно быть. Если сотрудники всех органов просто будут исполнять свои обязанности, мы людям сможем дать возможность комфортно работать. И тогда никто не будет разливать топливо у всех на глазах, потому что все к этому привыкли. В Чивыркуйском заливе, Змеинке нельзя воду пить и купаться даже иногда нельзя. Это известно. Многие теплоходы не имеют права совершать круизы, тем не менее у всех на глазах курсируют. Потом удивляемся, обнаружив пятна в заливах. Как природнадзор на мои высказывания отреагирует? Возможно, я слишком жёстко высказался…»
«Сергей Владимирович, то, что вы сказали, правильно, – не мог не отметить Юрий Крашенинников. – Что касается причалов, то мы проверяем право пользования водным объектом. Сами причалы как гидротехнические сооружения нам не поднадзорны. В прошлом году мы обращались к правительству с просьбой решить вопрос приравнивания экологической ответственности судов, которые зарегистрированы в ГИМС и службе регистра. Тогда вопрос решить не удалось». На этом ответ представителя надзорного ведомства исчерпался.
Были у Сергея Ерощенко вопросы и к руководству водной полиции. «Я сам затрачивал усилия, чтобы в области была водная милиция, но с её появлением порядка не прибавилось», – заметил губернатор. Врио начальника Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте Григорий Прокофьев сослался на то, что отделение водной полиции малочисленно, пока до конца не укомплектовано – в штате 21 сотрудник. «Но задачи на объектах выполнять готовы», – бодро рапортовал сотрудник полиции.
Дошла очередь и до туроператоров. «Мы рады будем работать совместно с правоохранительными органами по наведению порядка», – дипломатично заявил председатель правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма Игорь Коваленко. Он рассказал, что от Восточно-Сибирского речного пароходства ассоциация получила список судов, которые имеют право перевозить пассажиров. Кроме того, Игорь Коваленко отметил, что большинство туристов, которые приезжают на Байкал, хотят пройти по озеру на судне. Но прогулочных судов в акватории Байкала очень мало.
Губернатор рассказал, что ведёт переговоры с руководством судостроительной корпорации. Возможно, в ближайшие несколько лет на Байкале появится судостроительный завод.
– Что касается вашей ассоциации, какое совокупное налоговое бремя вы несёте? Сколько налогов приносите в бюджет области? – поинтересовался Сергей Ерощенко.
– Сергей Владимирович, понимаете… Общественная организация существует для содействия развитию туризма, – начал было Игорь Коваленко.
– Я понимаю. Вопрос налогов – основной на самом деле. Как я уже говорил, к любому предприятию, независимо от того, химическое это производство, рынок или гостиница, мы будем подходить с точки зрения объективных параметров. Они просты: технология безопасности производства, количество рабочих мест, налоги, которые поступают в бюджет. Социальная ответственность бизнеса очень просто считается: количество работающих и количество налогов. В зависимости от двух этих параметров можно отличить добросовестное предприятие от недобросовестного. Это касается и вашей ассоциации, поскольку она состоит из реальных туроператоров. Вам тоже нужно понять, кто из них добросовестный, а кто нет. Тогда и прокуратуре будет легче работать, и нам. Соберите такую информацию, и вы поймёте, почему не строятся нормальные гостиницы, корабли. Нет капитализации – нет развития. Это нужно прекратить, – сказал губернатор.
– Я согласен с вами. Это всё важно. Но пока туристическая отрасль у нас не создана. Она находится в стадии строительства, поэтому и доходы от туризма такие. Мы очень надеемся на ваш профессионализм в этой сфере, – одновременно согласился и поспорил с главой области руководитель ассоциации.
– Вот вы говорите о профессионализме. Я обещаю вам в течение недели дать информацию о деятельности туроператоров. Вам же рекомендую на основе объективных данных занести в «чёрный список» недобросовестные компании, – заключил губернатор.