В погоне за «длинным рублём»
Региональное правительство сделает увеличение притока инвестиций своим главным приоритетом
«Несмотря на некоторое улучшение мировой конъюнктуры и рост спроса на товары, произведённые в Иркутской области, ситуация остаётся сложной» – с такого заявления начал своё выступление первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков, отчитывавшийся перед депутатами Законодательного Собрания о работе правительства в 2011 году. Правительство сделает увеличение притока инвестиций главным приоритетом в своей деятельности, но обещать ничего не может.
Инвестиционный климат: региональное потепление
Правительство уже сделало многое для улучшения дел в экономике области, и не конъюнктурой единой удалось добиться роста валового регионального продукта в размере 6,8% (при общероссийском показателе 4,3%), рост промышленного производства составил 9%, по объёму инвестиций в основной капитал область занимает четвёртое место в абсолютном выражении и шестое – в пересчёте на душу населения. Владимир Пашков не стал называть депутатам конкретные цифры, а Росстат даёт информацию только за 2010 год: занимая всё то же четвёртое место, область сумела привлечь 102 млрд. 450 млн. (Годом ранее, в 2009-м, эта сумма была на 9,4 млрд. больше). Красноярский край был и остаётся лидером по объёму привлечения инвестиций с недосягаемым для всех остальных регионов результатом 245 млрд. 618 млн., Кемеровская область отстаёт от него почти в два раза – 129 млрд. 747 млн., Новосибирская область занимает третье место – 106 млрд. 822 млн. Красноярский край лидирует в масштабах не только федерального округа – его результат лишь немного уступает объёму инвестиций, полученных всем Северо-Кавказским федеральным округом, и занимает десятое место в стране.
Гораздо важнее другое: Иркутская область стала одним из трёх регионов, в которых в 2010 году объём инвестиций сократился – все остальные показали рост от символических 0,1% (Новосибирская область) до рекордных 33,5% (Республика Хакасия), а Иркутская область, Забайкальский край и Томская область не смогли даже повторить результаты предыдущего года. Хотя в масштабах страны результаты работы по привлечению инвестиций стали хуже у 39 регионов, Сибирь всё ещё манит инвесторов: в Центральном федеральном округе результаты стали хуже у семи регионов из восемнадцати, а в Северо-Западном – у шести из одиннадцати, в Южном из шести на плаву остался один Краснодарский край. Если в этих обстоятельствах область отступила с занятых рубежей, это говорит о неблагополучии, которое правительство отказывается признавать. Владимир Пашков сообщил депутатам, что из всего объёма инвестиций 24% приходится на долю обрабатывающего производства – годом ранее этот показатель составлял всего 8% – и это означает, что усилия правительства по привлечению инвесторов дали результат: инвесторы, готовые вкладывать средства в наиболее капиталоёмкие производства, считают инвестиционный климат в области достаточно благоприятным и готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Самым существенным шагом в этом направлении стало принятие законов о предоставлении налоговых льгот для ряда предприятий: даже без учёта нефтепереработки (о которой как раз спорили во время сессии) экономический эффект от этих законов может составить 21 млрд. рублей. Второе преимущество области, по мнению Владимира Пашкова, заключается в неисчерпаемых лесных ресурсах, привлекательных для реализации новых и расширения старых проектов. Правда, тут же Владимир Пашков рассказал о том, что полностью противоречит этому тезису: пятая часть вырубленного леса уходит за рубеж необработанной, а один из наиболее многообещающих проектов – Тулунский гидролизный завод – так и не начал работать.
Бег с барьерами
В течение своего выступления Пашков называл ещё несколько нереализованных проектов – Осетровский ЛДК, перепрофилирование БЦБК и другие, – а о нескольких, сильно разрекламированных в своё время, даже вспоминать не стал: Северо-Сибирская железная дорога, автодорога «Витим», газопровод «Ковыкта – Саянск – Иркутск» (на этом проекте вообще поставили крест и забыли), производство поликремния на заводе НИТОЛ… Можно вспоминать и по-другому: губернатор Александр Тишанин в своё время делал ставку на готовые промышленные площадки в городе Черемхове, где для потенциальных инвесторов было всё, от площадок с подключённым электричеством и железнодорожными ветками до квалифицированных рабочих кадров, – результатов, к сожалению, не дождались и по сей день, два губернатора спустя. В период, когда областью руководил Игорь Есиповский, стало модно разрабатывать проекты сразу для целых городов и районов. Усть-Илимск, разработавший одну из самых подробных таких программ, за прошедшие годы реализовал только один элемент – ремонт автомобильного моста через Ангару, да и то с замечаниями со стороны жителей. Второй год работы правительства под руководством Дмитрия Мезенцева ознаменовался поддержкой 113 инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, и многие из них вызвали у правительства при проверке крайнее недовольство, а отраслевой министр был попросту снят с занимаемой должности.
За тот период, когда в Иркутской области сменилось пять губернаторов, соседним Красноярским краем руководили всего двое – Александр Хлопонин и Лев Кузнецов, а Пётр Пимашков был мэром Красноярска вообще в течение 15 лет. Можно, конечно, назвать такие темпы обновления руководства застоем, и в этом будет своя доля правды, но не в данном случае. Став губернатором в 2002 году, Александр Хлопонин довольно скоро понял, что масштабы проблем, стоящих перед краем, заметно отличаются от всего, что он успел увидеть и понять на посту главы Таймырского автономного округа. Два года ушло на вещи, которые теперь кажутся очевидными: погасить долги перед бюджетниками, договориться о перерегистрации нескольких крупных предприятий на территории края (что резко увеличило бюджет), инициировать и провести референдум об объединении края и двух автономных округов. Что делать с экономикой дальше, Хлопонин ещё не понимал, и в 2004 году он организовал серию встреч с местными учёными и предпринимателями, к которым обратился с нестандартной просьбой: «Дайте мне «таблетку» для экономики края!».
Такой «таблеткой» стал крупный инвестиционный проект – развитие Нижнего Приангарья, – на разработку которого в деталях ушло около полутора лет. Зато результат, подкреплённый решением правительства РФ о выделении почти 50 млрд. из Инвестиционного фонда и решениями VI съезда «Единой России», сказался почти сразу. В 2004 году объём инвестиций в экономику края составлял 45 млрд., в 2005 – 75 млрд., в 2007 – 118, в 2008 – 184, в 2009 (который считается кризисным и вообще одним из самых тяжёлых) – 246. Иркутская область безнадёжно отстала от соседа после 2007 года, когда был установлен наш небольшой рекорд – 122 млрд. в виде инвестиций. Тут, видимо, сказался тот факт, что это был первый год после объединения с Усть-Ордынским округом и впервые проявился эффект строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». А дальше мы быстро скатились до 101–109 млрд. и уступили даже Новосибирской области, в которой ни леса, ни гидро-энергетики, ни металлургии в сопоставимых с нами масштабах нет.
Если задаться вопросом «Что же мы делали не так?», то найдётся множество ответов, противоречащих друг другу. С одной стороны, оба региона шли по одному и тому же проторённому пути: проводили регулярные экономические форумы (Красноярский отстал от Байкальского на четыре года), тратили деньги на презентации на российских и международных выставках, отправляли и принимали делегации, вели переговоры с российскими и иностранными корпорациями. Оба региона делали ставку на освоение однотипных месторождений и видов ресурсов: золото, нефть, газ, лес. С другой стороны, были и остаются существенные отличия: в Красноярском крае самолётом (без особого комфорта и не каждый день, но всё-таки) можно добраться до многих райцентров, даже если население в них составляет 15–25 тысяч человек. У нас, как известно, в почти 100-тысячный Усть-Илимск временами можно добраться только по железной дороге, потому что автомобильную засыпает снегопадами, а аэропорт разрушен уже много лет назад. В Красноярском крае линии электропередачи, построенные в последние три года, составляют около 1300 км, а площадь районов, получивших благодаря этим ЛЭП стабильное энергоснабжение, – 94 тысячи квадратных километров. Объём инвестиций, которые планирует привлечь в эти территории специально созданная структура в составе регионального правительства, оценивается в 250 млрд. рублей – в будущем, но после того, как в эти территории уже вложили около 100 млрд., поверить в это нетрудно.
Совершенно иначе подошли соседи и к такой работе, как воспитание кадров: студенческие строительные отряды у них действительно строительные и ездят на стройки в Сочи, Владивосток и внутри региона. В Иркутской области наиболее массовыми и стабильными остаются студенческие педагогические отряды, а из всех остальных – те, кто ездит работать в путину на рыболовных предприятиях и на строительстве автодорог. Воспитательный эффект получается очень разный: из Иркутской области молодёжь бежит, в Красноярском крае – готова, почти как в советское время, ехать из сравнительно благоустроенных южных районов в необжитые северные хоть вахтовым методом, хоть на многие годы. Фактор наличия такой рабочей силы (квалифицированной и настроенной с заметным энтузиазмом) в современной ситуации, когда есть способы доставить тысячи гастарбайтеров в любой уголок страны, может показаться малозначительным, но он есть и работает на пользу региона, особенно в долгосрочной перспективе.
Самый же важный фактор, в котором мы не смогли обогнать наших прямых конкурентов, – это государственные инвестиции в экономику области. Если посмотреть внимательно, то среди лидеров по объёму инвестиций значатся обе столицы – Москва и Санкт-Петербург, нефтегазовые Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область, Татарстан и Башкирия. У каждого своя экономическая история и своё объяснение тому, почему бизнес разных размеров и разных отраслей стремится прописаться на их территории. И в то же время среди лидеров оказались Приморский край, где не построено ни одного крупного предприятия, однако ведётся подготовка к саммиту АТЭС, и Краснодарский край, где тоже не случилось ничего существенного, за исключением подготовки к сочинской Зимней олимпиаде 2014 года. Зато вслед за федеральными деньгами туда потянулись и частные капиталы – любое оживление экономической жизни, особенно в строительстве, немедленно положительно сказывается на регионе. Иркутской области в те же самые годы, когда другие развивались и создавали новые рабочие места, просто не дали утонуть: помогли погасить государственный долг и ликвидировать дефицит бюджета. Что ж, борьба за внимание федерального правительства – довольно сложный вид спорта, в котором и такой результат можно считать крупной удачей.
Куда кривая вывезет
Правительство области, заявили в своих выступлениях на сессии губернатор Сергей Ерощенко и его первый заместитель Владимир Пашков, сделает рост инвестиций главным приоритетом в своей работе. Хотя правительство и было сформировано более чем наполовину всего неделю назад, первые результаты уже есть и о них было сказано достаточно: это уже довольно развитая в области переработка нефти и газохимия, лесная отрасль и все возможные производные от неё. Как ни удивительно, но область в очередной раз не попадает в федеральный тренд. Руководитель администрации президента Сергей Иванов в своём интервью на Петербургском экономическом форуме неожиданно для всех заявил: «Многие говорят, что наши запасы нефти и газа, природных ресурсов, – это благо. Моё же личное мнение: это не благо, а проклятие. Потому что такое благо лишает нас всякого стимула к диверсификации». Можно, конечно, подумать, что Иванов вообще далёк от экономики (большая часть его карьеры сделана в силовых структурах, где бюджетные средства не зарабатывают, а тратят), тем более что спустя несколько фраз он признал спасительную роль ресурсов в формировании Резервного фонда и преодолении кризиса. Но лучше думать, что это – новая экономическая политика и федеральное правительство будет считать победителями не тех, кто набьёт бюджет нефтедолларами, а тех, кто создаст на своей территории новые предприятия, выпускающие продукцию, которую до сих пор приходилось покупать за рубежом.
Ресурсное проклятие действует на территории Иркутской области сильнее, чем где бы то ни было. Мало того что у нас есть все самые востребованные ресурсы и есть большое желание поскорее их освоить, у нас имеется такой неисчерпаемый ресурс, как Байкал: не принося области существенной пользы как рекреационный объект, он требует постоянного внимания и больших затрат времени и сил на охрану. Область не может рассчитывать на большие вливания из федерального бюджета: по оценкам экономистов, Россия не избежит потерь от очередной волны экономического кризиса и государству придётся очень сильно напрягать силы, чтобы выполнить социальные обязательства – тут уж не до развития отдельных регионов, тем более таких малонаселённых, как Иркутская область. Не приходится рассчитывать и на иностранные инвестиции: за прошедшие 20 лет было много более спокойных периодов и возможностей – так отчего сейчас ситуация должна измениться? Единственное, на что можно надеяться, – это явно выраженная воля губернатора и правительства, заявивших о своей решимости последовательно заниматься этой темой.