Проблема «1-го июля»
Депутаты поднимают вопросы развития электронного правительства
Не все ещё знают, что меньше чем через две недели область может столкнуться с серьёзной проблемой, которая так и называется – проблема «1-го июля». Разумеется, речь не идёт о выживании людей или глобальном электронном коллапсе. Просто в этот день вступает в завершающую стадию федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот документ запрещает чиновникам требовать от людей документы, которые содержатся в базах данных. Достаточно будет принести только паспорт, остальные бумаги сотрудники ведомств должны будут добывать сами: либо по беспроводной связи, либо в бумажном виде, что менее предпочтительно.
Когда депутат областного парламента Наталья Дикусарова на заседании бюджетного комитета задала членам правительства вопрос о проблеме «1-го июля», стало понятно, что прозвучал он достаточно неожиданно. «С 1 июля государственные и муниципальные службы должны предоставлять услуги в электронном виде, и вдруг мы выясняем, что у муниципалитетов нет денег. Они не готовы», – констатировала заместитель комитета по госстроительству и местному самоуправлению.
«В условии отсутствия надлежащего финансирования эти вопросы не могут быть решены технически. Но вопросы эти, безусловно, решаются», – был ответ начальника управления формирования электронного правительства министерства информационных технологий, инновационного развития и связи Иркутской области Марины Цицероновой. Она также добавила, что обмен информацией между ведомствами может проходить как в электронном, так и в бумажном виде, при заключении соответствующих соглашений. Уже определены перечни документов, которыми участники заключённых соглашений будут обмениваться, а также перечни услуг, которые могут запросить граждане, в том числе выявлено 26 муниципальных услуг. Готовые регламенты по их предоставлению разосланы в муниципалитеты.
Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин уточнил, что о планируемых изменениях было известно как минимум с октября прошлого года. «А теперь вы говорите, что не готовы. В октябре прошлого года всем были даны чёткие указания по этой теме. Мы знаем, что с 1 июля прокуратура начнёт проверять исполнение закона и наказывать глав муниципалитетов. Хотя эта работа должна была идти с областного уровня. Из вашего же ответа ничего не ясно. Денег если нет, скажите, сколько не хватает».
Заместитель министра экономического развития и промышленности области Руслан Ким не согласился с посылом депутатов, что только правительство виновато в том, «что муниципальные образования не смогли вовремя провести переход». А ещё всё дело в том, что «обеспеченность территорий средствами информационных технологией и техникой находится на катастрофически низком уровне». И оптимистично добавил, что по крайней мере в ближайшие три года в 474 муниципальных образованиях первого уровня нужной техники не появится. «Да, мы не готовы, если говорить о предоставлении гос-услуг в идеализированном виде, как об этом говорит закон №210, – не сдавался замминистра. – Предоставление услуг в части электронного взаимодействия носит рекомендательный характер. Межведомственное взаимодействие может быть выстроено и не в электронном виде. Не будет каналов – будем нарочными возить. Мы рассматриваем разные варианты: параллельно в качестве агентов привлекать Почту России и Сбербанк России. В завершение выступления Руслан Ким отметил, что недостаточное финансирование отбросило наш регион на незавидные позиции в рейтинге развития электронного правительства.
В ответ на реплику Руслана Кима о различных вариантах обмена информацией между ведомствами Геннадий Истомин предложил тогда уж рассмотреть и вариант использования лошадей.
Говоря о нехватке средств, как тут не процитировать выдержку из официального ответа редакции, присланного правительством в начале года: «Анализ развития информатизации в исполнительных органах государственной власти и муниципальных образованиях Иркутской области показал отсутствие координации, несогласованность их действий в сфере информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на значительный объём средств, выделяемых на внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий, предусмотренные ассигнования распределялись неравномерно и не использовались для реализации первоочередных мероприятий». Где гарантия, что вновь выделенные средства будут потрачены с умом? По оценкам Руслана Кима, из бюджета области на введение полноценного электронного правительства нужно не менее 2 миллиардов рублей.