Пятый сверху
Иркутянин Андрей Дульский разминулся с верной гибелью и покорил Эверест
Двухмесячная экспедиция, в которой шёл пятый в истории иркутянин, взобравшийся на высочайшую точку планеты, завершилась успешно, без жертв и ампутаций конечностей. Андрей Дульский, которому удалось осуществить мечту каждого альпиниста, не раскрывает секрета и признаётся, что не в состоянии объяснить, зачем ему нужно восхождение на Эверест. Шансов на успех, говорит скалолаз, было мало, но ему удалось преодолеть обстоятельства и уйти от самой смерти, которая следует по пятам каждого, кто решается на покорение вершины.
«Пока тебе нет тридцати, у тебя нет ни денег, ни терпения»
Участие в международной экспедиции 43-летнему иркутянину, профессио-нальному альпинисту Андрею Дульскому обошлось в 30 тысяч долларов и потребовало немалых временных затрат. Из Катманду участники тронулись 11 апреля, и только 20 мая флаг с гербом Иркутска в третий раз за всю историю оказался на Эвересте. Андрей Дульский оказался пятым иркутянином, сумевшим дойти до вершины. Двигаться пришлось мимо замёрзших альпинистов, которые на веки вечные остались в снегах, превозмогать боль, нехватку кислорода и, главное, самого себя. «Среди тех, кто взбирается на Эверест, нет молодых, – говорит Андрей Дульский. – Пока тебе нет тридцати, у тебя либо нет денег, либо не хватает терпения и мудрости для восхождения на вершину».
Девять лет назад он уже пытался взойти на гору. Физическая подготовка тогда была лучше, но тактического опыта не хватило. В этот раз шансов на восхождение тоже было не так много: в пути у альпиниста внезапно заболела нога, а восхождение не гарантировано даже на сто процентов здоровому человеку.
«Но я всё сделал правильно и смог подняться. Самое сложное – перебороть себя в тот момент, когда идти уже просто не хочется и ждёшь только, когда это всё закончится», – признаётся Андрей Дульский. Два месяца в пути, постоянный недостаток кислорода, биение сердца до девяноста ударов в минуту даже в состоянии полнейшего покоя делают своё дело, и идти приходится на пределе сил. Именно поэтому альпинисты не убирают с пути погибших товарищей.
Умереть на Эвересте легко: можно лишиться сил и замёрзнуть, задохнуться из-за поломки в кислородной аппаратуре или попасть под лавину. «Тела лежат прямо вдоль тропы, и на обратном пути мы насчитали шесть штук. Все идут на свой страх и риск и осознают: если что-то пойдёт не так, то реально можно сесть рядышком с этим телом и остаться. В параллельной экспедиции испанец взошёл на вершину, но на обратном пути умер от истощения. У нас же дело обошлось без трупов и даже без серьёзных травм, и это очень большой успех, потому что практически каждый год в экспедиции нашего руководителя кто-то умирает, и он к этому уже привык», – рассказывает Андрей Дульский, и простым смертным становится не по себе от суровой альпинистской правды.
«Постоять одному на вершине нереально»
В группе, кроме Андрея Дульского, были ещё пять человек: трое украинцев, житель ОАЭ – обладатель трёх жен и девяти детей, и американец из Чикаго, который на половине пути вынужден был вернуться обратно из-за проблем со здоровьем. В целом экспедиция, включавшая в себя несколько групп, изначально состояла из 31 человека, но в итоге на штурм вершины вышли только 15. «Об остальных 16 участниках никто и не вспоминает. Известно только, что они все живы и вернулись в Катманду либо остались в базовом лагере», – уточняет Андрей Дульский. На штурм вершины альпинисты вышли в полночь, валил снег, и по эверестовским меркам было тепло, всего минус 25 градусов.
«В шесть утра мы взошли на вершину, правда, была метель, ничего не было видно. Но потом рассвело, и мы провели там полчаса, успели хотя бы сфотографироваться. Правда, через три кадра у меня заклинило фотоаппарат от метели», – рассказывает альпинист. Постоять на вершине в одиночестве невозможно, признаётся он: «Когда я взошёл, там уже была девушка Лейла с двумя шерпами-сопровождающими, а с другой стороны заходила параллельная экспедиция. Места на вершине мало, очутиться одному там нельзя. Только в тот день на горе побывали 30 человек». Альпинисты не оставляют там свои флаги, лишь фотографируются с ними и забирают обратно, потому что следующий за тобой герой всё равно ставит на это место свою символику.
В пути Андрей Дульский похудел на 15 килограммов, его до сих пор мучает бронхитный кашель, но ничто не может омрачить радость победы, тем более что в этом его поддерживают супруга, которая тоже профессионально занимается альпинизмом, и двое детей. «А жить можно и со сбывшейся мечтой и теперь восходить на спокойные горы», – философски отмечает альпинист.