Восьминогие и коварные
Каждую неделю в Иркутской области клещи кусают около тысячи человек, по крайней мере ровно столько людей после этого обращаются к врачам. Примерно в 3–5% случаев у них выявляют энцефалит, чуть чаще – боррелиоз и другие инфекции, а все остальные, вздохнув с облегчением, отправляются по домам. Но уже с понедельника к травмпунктам и поликлиникам вновь выстраиваются очереди пострадавших от опасных насекомых. Энтомологи тем временем утверждают, что клещи – совсем не насекомые и не так опасны, как кажется на первый взгляд: они не охотятся на человека, а могут и вовсе месяцами жить без еды. «Иркутский репортёр» решил узнать больше о сложных взаимоотношениях людей и клещей.
Доктор, спасите!
Каждый день в восемь утра на крыльце Центра диагностики и профилактики клещевых инфекций собирается очередь. Это значит, что для кого-то проведённые за городом выходные не прошли без последствий. О том, кто чаще обращается к врачам за помощью после укуса клеща, специалисты центра отчитаются в конце сезона, то есть где-то в последних числах октября. Впрочем, они уже сейчас признаются, что из года в год картина не меняется. По словам специалистов, клещам без разницы, кого кусать – мужчин или женщин, детей или пожилых, людей со страховкой и прививкой или без них. Именно поэтому в итоге соотношение всех перечисленных групп бывает примерно одинаковым. Единственные, кто чаще обращается в Центр клещевых инфекций, – это люди пожилого возраста. Среди них есть даже постоянные клиенты поликлиник и травмпунктов, приходящие туда по нескольку раз за сезон.
Объясняется всё просто: старики не только ходят медленнее, но и чаще других весной и летом бывают за городом, отправляясь на свои дачи и огороды. «Вот вы сколько раз с начала апреля были за городом? – спрашивает руководитель центра Ирина Петрова. И сама отвечает: – Я – ни разу».
Зато этого отнюдь не скажешь о 4,3 тыс. жителей области. Именно столько человек с начала сезона пострадали от укуса клеща и обратились к врачам за помощью. Впрочем, в прошлом году эта цифра была почти на треть больше – тогда на конец мая было 6,1 тыс. В этом году к специалистам за две последние недели мая за помощью обращалось в среднем от 900 до 1100 человек (в прошлом году в те же даты – 1200–1500 человек). В первую очередь это связано с холодной весной. «Если выходные были тёплые – в понедельник наверняка будет очередь», – рассказывают в Центре диагностики и профилактики клещевых инфекций. Так, после майских праздников к ним за день обратились 180 человек, абсолютный рекорд центра – когда с восьми утра до девяти вечера пришлось принять почти 200 человек.
Частота обращений с разных территорий области, по словам Ирины Петровой, также практически не меняется. На первом месте стоят Байкальский тракт, Мельничная падь, Голоустнинский тракт, затем – районы Усть-Ордынского округа (Эхирит-Булагатский, Осинский, Боханский), а также Ольхонский район и некоторые другие территории. Но это не значит, что клещей там больше, просто люди в этих местах чаще бывают в лесу или в поле.
– То же самое с погодой, – объясняет Петрова. – Если в выходные шёл дождь или снег, то в понедельник меньше покусанных клещами будет не потому, что активность клещей была ниже, а только лишь из-за того, что большая часть людей осталась сидеть дома.
Все остальные попадут в сводки эпидемиологов. Тем, у кого после обследования в крови или в насекомом были обнаружены возбудители инфекций, будет проведена иммуноглобулин-профилактика. Бесплатно – всем, у кого есть страховка, а таких примерно половина от общего числа обратившихся. Остальным вся процедура обойдётся приблизительно в 4,5 тыс. рублей. Из расчёта, что одна ампула иммуноглобулина стоит 750 рублей, а на 10 килограммов веса жертвы укуса требуется одна инъекция.
Практика показывает, что из года в год от общего числа обратившихся энцефалит диагностируется у 3–5%, боррелиоз – у 13–17%. Всем, кто попадает в группу риска, проводится курс иммуноглобулин-профилактики. При этом самое главное, говорят врачи, – вовремя прийти. «К сожалению, процент обратившихся по поводу укуса клеща на четвёртый-пятый день и позже по-прежнему достаточно большой. Но люди не понимают, что спустя четыре дня профилактические меры не будут иметь эффекта. Для меня, как для медика, это достаточно сложная ситуация. И человеку в ней ничего не остаётся, кроме как уповать на свой врождённый иммунитет, в противном случае – идти в инфекционную больницу», – объясняет Ирина Петрова.
Слепые и медленные
В Иркутске к теме клещей неравнодушны. В музеях открываются выставки, рассказывающие об их коварстве, среде обитания, внешнем виде, а также инфекциях, которые они переносят. На биолого-почвенном факультете ИГУ знают много других интересных подробностей об их жизни и прежде всего уточняют, что насекомыми они не являются. «Это паукообразные», – говорит завкафедрой гидробиологии и зоологии беспозвоночных биофака ИГУ Виктор Шиленков. Впрочем, вместе с насекомыми они относятся к членистоногим, кроме того, как и некоторые двукрылые насекомые, например комары, клещи – кровососущие. Чтобы напиться крови, клещ использует сразу несколько сложных механизмов. Сначала делает местную анестезию в районе укуса, затем с помощью имеющей особую форму челюсти и затвердевающей слюны закрепляется на поверхности кожи человека (именно поэтому клеща так сложно оторвать), после чего впрыскивает в кровь жидкость, которая мешает ей сворачиваться. Именно со слюной в кровь укушенного клещом попадают все инфекционные бактерии, переносчиком которых он является. И хотя полный перечень инфекций достаточно широк, значимыми для человека являются пять. Также заразиться энцефалитом можно через молоко коров и коз, которых до этого укусил инфицированный клещ.
Не менее сложными методами клещ находит свою жертву. Причём помогает ему в этом не зрение (он почти слепой и различает только светлые и тёмные объекты), а терпение и тонкое чутьё. «Клещ не может увидеть человека или другое теплокровное существо, но может почувствовать его приближение – по изменению температуры, а также запаху пота, к содержащейся в котором масляной кислоте он также очень восприимчив», – объясняет Виктор Шиленков. То, что клещи могут прыгать на высоту до одного метра, по его словам, миф. Напротив, эти мелкие хищники малоподвижны, но терпеливы. В поисках жертвы клещ взбирается на травинки, ветки кустов, небольшие деревья, где замирает в ожидании, широко расставив передние лапы. Могут клещи и в траве медленно подползать к своей добыче. «Так что если вы сидите на земле во время пикника, вполне возможно, что в это время к вам приближается опасность», – говорит энтомолог.
Кусают людей как самки, так и самцы клещей, а также их личинки. И делают они это однократно.
– Находящиеся в крови эритроциты являются белковым строительным материалом, который необходим клещу для размножения, причём ему совершенно неважно, кровь это человека или любого другого теплокровного, например коровы или полевой мыши, – рассказывает Виктор Шиленков. – То, что клещ укусил человека, означает только, что этот человек оказался на его пути. Живёт клещ в среднем один-два года. И в случае, если на его пути долго не попадается теплокровное существо, может даже впадать в зимнюю спячку, так и не напившись крови.
Популяция клеща в нашем регионе практически не изменяется, оставаясь довольно высокой. Самыми населёнными остаются солнечные склоны с кустарником и травой, а также места обитания грызунов и других некрупных животных. Их естественными природными противниками являются красные муравьи. Поэтому там, где есть муравейники, клещей скорее всего не будет. Что касается личной профилактики, то здесь специалисты рекомендуют соблюдать элементарные правила безопасности: использовать репелленты, которые отпугивают насекомых, носить защитную одежду и не забывать осматривать друг друга, чтобы обнаружить уже забравшегося клеща. «А лучше всего поставить прививку, – говорит Ирина Петрова. – Это самый надёжный способ обезопасить себя от риска заболеть клещевым энцефалитом».