издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Метадон на фоне кокаина

Заместительная терапия не стала панацеей от всех бед

  • Автор: Галина ТОЛОКОННИКОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

У медиков до сих пор нет единого мнения о возможности лечения больных, зависимых от героина, методом так называемой заместительной терапии: выдачи пациентам наркотического препарата с целью предотвратить приём зелья, приобретённого на нелегальном рынке. Вообще-то этот метод используется в медицинской практике уже 100 лет: в начале прошлого века, например, эскулапы пытались «лечить» от морфинной наркомании с помощью… героина и кокаина. По данным Российского НИИ наркологии, сегодня в качестве средств заместительной терапии в мире применяются чаще всего метадон в виде сахарного сиропа и таблетки медленно высвобождающегося морфина.

Программы заместительной терапии с использованием метадона активно используются во всех странах Америки, Западной Европы, многих государствах Восточной Европы и СНГ. В мире в подобных программах участвуют более миллиона пациентов. Метод заместительной терапии метадоном официально поддерживается Всемирной организацией здравоохранения, Управлением ООН по наркотикам и преступности и Объединённой программой ООН по ВИЧ/СПИД.

Аргументы сторонников заместительной терапии понятны: состояние пациентов, получающих дозу из рук медиков, стабилизируется, появляется возможность привлечь их к труду, при этом уменьшается риск заболеваемости вирусными гепатитами и ВИЧ-инфекцией, сокращается преступность. 

Однако в последнее время некоторые страны стали отказываться от широкого применения метадоновых программ, признав, что такой метод лечения наркомании является наиболее дорогостоящим и наименее эффективным (общие расходы на одного метадонового пациента в Швеции, по данным международной организации «Европейские города против наркотиков», эквивалентны девяти тысячам рублей в сутки). Но особенно смущают медиков высокая токсичность метадона, которая приводит к опасным осложнениям со стороны внутренних органов, и медленная скорость выведения препарата из организма, что сильно  повышает риск передозировки. 

Для справки: метадон – синтетическое наркотическое средство, по первому названию – адолфин, от имени Адольфа Гитлера. Изобретён по его приказу в годы второй мировой войны, когда Германии отказали в поставках анестезирующих препаратов. По силе действия он превосходит и морфин, и героин, а по длительности действия превышает их в три раза. Психологическая зависимость от метадона более сильная, чем от героина. Как и физическая: героиновая абстиненция снимается за две недели, а метадоновая «ломка» длится 45 дней.

Большие надежды, связанные с метадоновыми программами, оборачиваются серьёзными разочарованиями. В Великобритании в 2008 году 27 процентов случаев смерти из-за наркотиков среди молодых людей в возрасте 16–24 лет были связаны в основном с употреблением метадона. По данным ECAD («Европейские города против наркотиков»), за девять лет проведения в Швеции метадоновой программы умерли 33% её участников, а 69% продолжали совершать преступления. В Литве за время дей-ствия заместительной терапии число наркоманов выросло в восемь раз. В Белоруссии новый метод привёл к тому, что метадон стал применяться бесконтрольно, на него повысился спрос на чёрном рынке: за год действия программы полиция  изъяла этого препарата в 3,5 раза больше, а героина – в два раза меньше.

Сегодня мало кто из медиков верит в то, что метадоновые программы являются универсальным средством, способным решить социальные проблемы и терапевтические задачи при курации героиновых наркоманов. Практически все авторитетные специалисты утверждают: заместительная терапия с помощью метадона не является решающим методом лечения. Без интенсивных социотерапевтических мероприятий такое «лечение» даёт скорее отрицательные результаты: больные очень быстро «подсаживаются» на препарат, который приводит к многочисленным соматическим и психическим осложнениям. В результате опийный наркоман становится наркоманом метадоновым. А чаще – полинаркоманом, поскольку и от героина, приобретённого на нелегальном рынке, как правило, не отказывается. Путь такого пациента к могиле становится ещё короче. 

Однако заменить сам метод заместительной терапии в лечении наркоманов в большинстве стран всё-таки не решаются: эффективный способ лечения больных так и не изобретён. Отказываясь от метадона, специалисты пытаются найти менее вредный наркотик ему на замену. Но этот поиск – увы! – безуспешен. В России в таких случаях говорят: стоит ли менять шило на мыло? Сегодня в Швейцарии и Германии для заместительной терапии используют… героин (его называют «медицинским»), в ряде других европейских государств применяют бупренорфин, а также пролонгированные формы солей морфина. Некоторые из этих препаратов действительно менее токсичны, чем метадон, но все они являются наркотическими, так что принципиальных отличий от него не имеют. 

В России применение заместительной поддерживающей терапии метадоном запрещено Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». А сам метадон включён в список №1 «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ». Между прочим, мнение, что лечение наркоманов должно происходить в свободной от наркотиков атмосфере, родилось отнюдь не в России. Оно выражено ещё в резолюции дипломатической конференции ООН и подписано 100 государствами в 1961 году (в то время в СССР проблемы с одурманивающими веществами, как известно, ещё не было). 

Однако на чёрном рынке метадон можно купить сегодня и в нашей стране. В июне прошлого года лаборатория по его производству ликвидирована в Санкт-Петербурге. Изъято 74 кг смеси, содержащей метадон. Месяцем позже организованная группировка, занимавшаяся сбытом этого препарата, задержана в Москве. Причём качество метадона оказалось высоким – он на четверть состоял из чистого наркотика (обычно так называемая уличная доза содержит его до 7%). Реализация «лекарства» происходила через разветвлённую сеть наркодилеров при помощи тайников в мусорных урнах и баках, под мостами. А рассчитывались покупатели через Интернет, используя так называемые  электронные деньги. По предварительным данным, от передозировки «безопасным» наркотиком, который сбывали подозреваемые, в столице скончались трое: две женщины и молодой человек. В Иркутской области, по сообщению пресс-службы наркополиции, фактов производства и использования метадона не зафиксировано.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры