«Детализация» стратегии
Обсуждение стратегии социально-экономического развития Иркутска до 2025 года выходит на финишную прямую. 5 июля документ планируется представить на утверждение Думы Иркутска. Пока же парламентарии рассмотрели его на депутатских слушаниях.
Работа над стратегией социально-экономического развития Иркутска шла в течение двух лет, в ней участвовали региональные и федеральные эксперты. За это время было проведено 25 обсуждений документа на различных экспертных площадках, включая Общественную палату Иркутска, научно-экономический совет при мэре Иркутска, клуб политического дей-
ствия «4 ноября» и другие. 14 июня проект стратегии будет представлен на президиуме Иркутского научного центра СО РАН. Вчера с документом в ходе слушаний ознакомились депутаты Думы Иркутска.
По словам заместителя мэра, председателя комитета по экономике администрации Иркутска Алексея Альмухамедова, стратегия определяет вектор развития города и место, которое занимает в нём каждый горожанин. 70-страничный документ строится вокруг трёх основных направлений, первое из которых – это интересы человека в городе и городская среда. Второе направление – экономика, третье – культурная политика. Предложены и три варианта позиционирования Иркутска, подкреплённые специальными проектами.
Так, комплексный проект «Город у воды – Ир2О» призван раскрыть и использовать уникальный ресурс Иркутска – реки. С одной стороны, чистая вода – это ресурс для экономического развития, с другой – ресурс рекреационный, градостроительный, который не использован в полной мере. Цель проекта «Город креатива и инноваций» – превращение Иркутска в город-генератор новых эколого-ориентированных технологий, площадку для апробации новых технологий.
Проект «Город-коммуникатор» направлен на создание условий для международного сотрудничества в сферах экологии, ресурсосбережения, деловых и межкультурных коммуникаций. Развитие делового туризма (проведение мероприятий с пост-конгрессным обслуживанием на Байкале) может повысить интерес к городу как к объекту инвестиций. Кроме того, в проекте также обозначены цели по улучшению городской среды, развитию экономики, культурной политике. В документ внесены конкретные проекты, предложенные и разработанные на различных площадках.
Обсуждение проекта стратегии развития вызвало повышенный интерес у депутатов Думы Иркутска, которые активно вносили свои предложения. Так, Алексей Колмаков считает, что в документе должен быть сделан акцент на то, что Иркутск является одним из трёх российских городов, где сохранилось деревянное зодчество. Сергей Юдин сделал предложение по размещению крупных торгово-развлекательных комплексов за пределами исторического центра.
Ирина Ежова отметила важность того, что в Иркутске предполагается развивать и так называемый медицинский туризм. «Уже сейчас в Иркутск приезжают на лечение жители Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия) и Республики Бурятия», – подчеркнула Ирина Ежова. В то время как Юрий Коренев не согласился с разработчиками концепции стратегии по вопросу границ областного центра. «На мой взгляд, без расширения этих границ дальнейшее развитие Иркутска стоит под вопросом», – подчеркнул депутат.
В свою очередь, председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин предложил месяц на «детализацию» документа. За это время парламентарии должны будут обсудить все свои идеи с разработчиками. В целом депутатский корпус поддержал проект стратегии социально-экономического развития Иркутска до 2025 года. 5 июля документ планируется представить на утверждение городской Думы. По мнению депутатов, стратегия развития должна быть тесно увязана с Генеральным планом развития Иркутска. Следующим программным документом для областного центра должна стать программа социально-экономического развития, рассчитанная на пять лет.
По словам федеральных экспертов, разработка городами собственных стратегий – общероссийский тренд. «Все российские регионы и практически все крупные региональные центры, судя по информации о последних форумах, проведённых Минрегионразвития, готовят или уже подготовили подобные программы, – сообщил нашему изданию главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Разница заключается лишь в том, что в ряде регионов создаются специальные агентства, которые проводят разработку методов привлечения инвестиций».
Научный руководитель Института семантики систем, генеральный директор Центра промышленного дизайна и инноваций «АСТРАРОССА» Сергей Хапров, участвовавший в разработке стратегий развития многих российских и иностранных городов, отмечает: «Повышенная активность российских регионов связана с тем, что новое федеральное правительство будет ставить конкретные задачи по развитию территорий». Однако эксперт всё же считает общероссийские темпы по разработке городами и регионами собственных стратегий недостаточными. Отмечает он и то, что в работе над документами мало задействованы представители экономической, научной и культурной элит.
По мнению Сергея Хапрова, эффективность разработанных стратегий обычно определяется двумя факторами. Первый – это высокие требования к себе самих разработчиков документа: к своим компетенциям, знанию глобальных контекстов. «Часто не берутся во внимание мировые тренды в политике и экономике, в глобальном мире это недопустимо, – пояснил эксперт. – Второй важный пункт – это учёт возможностей и устремлений непосредственных носителей стратегии, то есть тех, для кого она разрабатывается. Ведь документ должен получить не просто поддержку, а деятельное участие со стороны горожан. Он должен соединять их, а не разъединять».
Александр Осин упомянул, что основным для любого финансового плана является наличие финансовых ресурсов для его реализации. В качестве успешного примера развития городов он привёл Самару, автопром которой, получив в 2010 году государственные и частные инвестиции, сейчас демонстрирует опережающие широкую российскую экономику темпы роста. Калуга успешно развивает ряд производственных отраслей и фармакологический комплекс, подчеркнул эксперт.