Автоколонне не везёт
Едва иркутская «Автоколонна 1880» расплатилась со своими работниками, как у неё обнаружились другие долги. По данным на конец первого квартала этого года, они составили 67,9 млн. рублей. В списке кредиторов областного предприятия преобладают перевозчики, которых оно нанимает в качестве подрядчиков на междугородные маршруты. Сложное финансовое положение, впрочем, не стало препятствием для планов автоколонны: она намеревается взять очередной кредит на сумму 50 млн. рублей и приобрести в лизинг 20 новых автобусов стоимостью 120 млн. рублей. Коллектив предприятия, который обеспокоен ситуацией и опасается массовых увольнений, 30 мая обратился к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко.
Кассиры и диспетчеры Иркутского автовокзала бастовали с 19 по 23 мая. На работу не выходили и сотрудники кассы в Листвянке. Всего в акции приняли участие 16 человек. Они потребовали у «Автоколонны 1880» погасить долги по заработной плате за три месяца. Это стало первым публичным протестом сотрудников, которые до этого в переписке с собственником предприятия – правительством региона – не раз сообщали о назревающих проблемах. Однако действие возымела только забастовка: в течение трёх дней в правитель-стве региона был создан штаб по решению данной проблемы, и персоналу выдали зарплату.
Не имея собственных средств для погашения, на эти цели автоколонна взяла кредит на сумму 5,1 млн. рублей. Впрочем, денег, по словам экс-начальника автовокзала Ларисы Вокиной, не хватило, чтобы выплатить премии и компенсации, положенные работникам по закону.
«Компенсации выплачены не были, а премия составила всего 500 рублей», – процитировало ИА «Байкал Инфо» Ларису Вокину. Сама начальник Иркутского автовокзала была уволена во время скандала по решению генерального директора «Автоколонны 1880» Андрея Асадчего. Несмотря на распоряжение и.о. первого зампреда правительства региона Ивана Хоменко восстановить Вокину в должности, решение о её увольнении отменено так и не было. Остальные сотрудники «Автоколонны 1880» продолжают работать, но, по словам Вокиной, опасаются в будущем новых забастовок и массовых увольнений.
Для опасений персонала есть все основания, поскольку задержка зарплаты – это лишь небольшая часть серьёзных проблем автоколонны, уверен адвокат Виктор Григоров, представляющий интересы трудового коллектива предприятия. Областное акционерное общество продолжает копить задолженность перед кредиторами: за первый квартал 2012 года она возросла с 49,3 млн. до 67,9 млн. рублей (из них «просрочка» – 4,5 млн. рублей). В списке кредиторов «Автоколонны 1880» числятся более полусотни организаций и индивидуальных предпринимателей, в основном это перевозчики, которых предприятие привлекает в качестве подрядчиков на междугородные маршруты. Налоговой службе и Пенсионному фонду «Автоколонна 1880», по данным за первый квартал 2012 года, задолжала более 14 млн. рублей. При этом «дебиторка» предприятия составляла лишь 6,6 млн. рублей.
На фоне сложного финансового положения автоколонны минимущество Иркутской области, как единственный владелец предприятия, поручает ему приобрести 20 автобусов Hundai Universe Luxuru стоимостью 120 млн. рублей (копия указаний по голосованию на совете директоров «Автоколонны 1880» от 15 мая 2012 года есть у «Конкурента»). Как планируется обслуживать новый парк, непонятно, поскольку автоколонне рекомендовано продать здания механизированной мойки и блока горячих цехов (другие объекты инфраструктуры, как, например, гаражные боксы, были ранее сданы в аренду частным организациям). Доходы от продажи имущества – не единственный источник пополнения средств автоколонны. Ей дано поручение привлечь кредит в ОАО «БайкалИнвестБанк» на сумму 50 млн. рублей. Срок займа – пять лет, ставка 14% годовых. В минимуществе комментировать финансовое автоколонны не стали.
Крупный кредит может поставить точку в работе иркутской автоколонны, считает Виктор Григоров. По его мнению, в подобной ситуации предприятия обычно не способны вернуть заём. Тогда кредитор обращается в суд, выигрывает его и направляет заявление о признании должника банкротом. «Такой сценарий можно было спрогнозировать ещё в конце прошлого года, когда стало очевидно, что все действия руководства «Автоколонны 1880» направлены на её банкротство: продажа активов, отношение к персоналу. Уверен, если решение о привлечении кредита будет принято, с автоколонной можно будет попрощаться навсегда», – полагает адвокат.
Вмешаться и предотвратить разрушение областного предприятия, по его словам, в силах регионального правительства. Однако, обращаясь к его представителям с апреля 2011 года, Григоров не нашёл поддержки у зампредов правительства и замгубернаторов, в числе которых Николай Хиценко, Сергей Серебренников, Валерий Гребенников и Иван Хоменко. «Мы встречались, они в курсе ситуации, причём даже об угрозе забастовки знали, но никто ничего не предпринял для решения проблемы в целом», – рассказал он. По его словам, рассчитывая на помощь нового губернатора Сергея Ерощенко, коллектив «Автоколонны 1880» направил 30 мая письмо с просьбой встретиться и обсудить ситуацию на областном предприятии.