Вход по партбилетам
Самовыдвижения на выборах губернатора не будет
Пока все были увлечены назначением нового губернатора, законодатели тихо готовили региональный закон о выборах главы области. И хотя избирать губернатора нам не грозит пять ближайших лет, лишивший нас выбора федеральный парламент требует до 1 июля принять закон о выборах. Закон уже вызвал бурные споры юристов. Одни считают, что в губернаторы не нужно пускать самовыдвиженцев, другие усматривают в этом прямое нарушение принципов демократии. «Политическая анонимность высшего должностного лица – это нонсенс», – заявил глава облизбиркома Виктор Игнатенко. «То есть в президенты можно выдвигаться беспартийным, а в губернаторы – нельзя? Это фантастика!» – удивился заслуженный юрист России Сергей Шишкин.
Проект закона «О выборах губернатора Иркутской области» обсуждался во вторник на заседании облизиркома. В тот самый момент, когда нам в области меняли губернатора, на сайте ЦИК РФ был размещён толстенький модельный закон о выборах глав регионов на 131 странице. Парадокс заключается в том, что нашим местным законодателям, как и всем в стране, предписано: до 1 июля принять региональный закон о выборах губернатора. Хотя, если Сергей Ерощенко не оставит должность досрочно, мы пять лет не воспользуемся этим актом абсолютной демократии. Первые наработки представил региональный Институт законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского, а основная концепция обсуждалась на нескольких рабочих группах облизбиркома. В итоге законопроект принял вот такую форму.
Губернатором Иркутской области может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом. Ему должно быть более 30 лет, и он не должен иметь гражданства иной страны или вида на житель-ство. Закон устанавливает, помимо прочего, правила оформления подписных листов и их проверки, проведения предвыборной агитации. Предельный размер избирательного фонда – 60 млн. рублей, аналогичный фонду избирательного объединения на выборах в Заксобрание. Если будет второй тур голосования – плюсом ещё 10 млн. рублей. Победа определяется квалифицированным большинством, то есть выигравшим считается тот, кто наберёт более 50% голосов пришедших на выборы. Если выиграть не удалось никому, то через 14 дней состоится второй тур между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.
Новация федерального законодателя заключается в том, что кандидат должен собрать в свою поддержку подписи муниципальных депутатов и мэров. В модельном законе, опубликованном на сайте ЦИК, устанавливается плавающая квота от 5 до 10% от числа местных мэров и депутатов Дум. Иркутские законодатели остановились на 5%. В абсолютных цифрах для региона это 259 подписей. Из этих 259 человек 5%, или 40 человек, будут представлять муниципальные районы и городские округа. Собрать все подписи в одном районе нельзя – в списке должны быть представлены три четверти всех муниципальных
районов и округов региона, а именно 32 МО. Депутат или мэр может поддержать только одного кандидата и ото-звать свою подпись не вправе. Заслуженный юрист России, профессор ИГУ Сергей Шишкин согласен с
5-процентной квотой.
(Окончание на стр. 02)
(Окончание. Начало на стр. 01)
«Депутаты местных Дум и мэры – это особая публика, – говорит он. – Собрать подписи партиям, не представляющим власть, будет не так просто, во всех парламентах есть партийные фракции, но ведь позиция «ЕР» доминирующая. Даже если депутат симпатизирует какому-то кандидату в губернаторы, партийная дисциплина запретит отдать предпочтение не члену своей партии. Я за повышение политической конкуренции, спектр выбора у населения должен быть более широк. Безусловно, в этом случае надо выбирать 5%. Тем более что через пять лет, я надеюсь, в парламентах уже получат представительство политические партии, ныне выведенные за пределы Дум». Однако подписи депутатов и мэров не главное.
Федерация оставила на вкус регионального законодателя более серьёзную норму. Можно ли пускать на выборы самовыдвиженцев? Каждый субъект этот вопрос решает сам. «Право на выдвижение кандидатов в нашем законе имеют только политические партии», – заявила глава рабочей группы по разработке закона Людмила Шавенкова. «Мы обсуждали этот вопрос и проводили консультации, – пришёл на помощь коллеге глава облизбиркома Виктор Игнатенко. – Губернатор – это высшее должностное лицо субъекта РФ, которое замещает политическую государственную должность. Без такого субъекта выдвижения, как политические партии, не будет сформирован механизм политической ответственности губернатора. Если не будет легально оформленной политической силы, будут, как в 90-е, кланы, ФПГ и так далее». Игнатенко считает, что партийный губернатор легко отстроит и логику общения с региональным парламентом, ведь тот тоже структурирован по партийному принципу. «Мы полагаем, что с самовыдвижением будет больше минусов, чем плюсов. Политическая анонимность высшего должностного лица – это нонсенс», – заявил глава облизбиркома. Однако Сергей Шишкин с позицией коллеги-юриста не согласен.
«Жителей Иркутской области лишают возможности выдвигаться на пост губернатора самостоятельно», – заявил он «Конкуренту». Аргумент о том, что губернатор не может быть вне партии, поскольку это политическая фигура, Шишкин считает несколько натянутым. «А разве президент РФ должность не политическая? – задаётся он вопросом. – Конституция РФ говорит: право самовыдвижения на выборах президента есть. И на муниципальном уровне институт самовыдвижения остался. Более того, обанкротившаяся партия власти маскирует свой партийный интерес, поддерживая самовыдвиженцев негласно, после выигрыша получая их в партию. Все эти постановки мы наблюдаем, и это стало нормой партийного маневрирования. Я считаю, что каждый гражданин Иркутской области должен иметь право предъявить себя в качестве кандидата в губернаторы и региональный парламент права его лишать не должен». Шишкин напомнил: федеральные нормы предполагают так называемый «президентский фильтр», когда кандидатуры проходят обязательное согласование у Владимира Путина, так что бояться проникновения в губернаторы лиц, аффилированных с криминалом или ФПГ, не стоит.
«Если мы оставляем право выдвижения кандидатов в губернаторы только за партийными ячейками, то как будут представлены беспартийные люди? Только давайте не будем говорить, что у нас есть могучая мистическая партия, которая объединяет всё население. На самом деле основная масса людей беспартийна, – говорит Шишкин. – А как человек, не состоящий ни в какой партии, сможет выдвинуть себя на выборы? Никак. Это, как говорится в рекламе, просто фантастика! Мы должны понимать, что огромная масса иркутских людей будет лишена возможности предъявить себя в качестве кандидата на должность губернатора. Как быть людям, которые были в партийной среде, но потом по разным причинам её покинули? К примеру, Сергею Ерощенко или Олегу Геевскому, которые сами вышли из партии. Эти люди перестают быть гражданами России, обладающими всей полнотой законных прав, описанных в Конституции РФ?»
Партийный кандидат заведомо ущербен, особенно если партия обеспечена ресурсами, считает Шишкин. У такого кандидата «искажено зрение», и представлять интересы всего населения он не сможет. «Я обращаю внимание депутатов ЗС относительно последствий, которые наступят, если мы запишем в закон эту антидемократическую норму, – сказал Сергей Шишкин. – Наверное, многие из них захотят избираться в следующем году в депутаты ЗС. Я предлагаю им вникнуть в суть дела, чтобы потом на выборах им не было мучительно больно за своё решение. Мы должны чётко понимать: если такая норма будет принята, то это продемонстрирует антидемократический настрой областного парламента». Профессор считает, что помимо прочего это решение вобьёт ещё один гвоздь в гроб «Единой России». «Они сами сужают себе возможности для маневра. Не смогут они больше заслониться самовыдвиженцем, – говорит Шишкин. – Это очень глупо. Пусть эти ребята не думают, что сегодня они «продавят» эту норму через «Единую Россию» и будет им счастье. Я думаю, население вспомнит в 2013 году, кто как голосовал по ключевым вопросам. И кто обеспечивал людям права, а кто их отнимал».
25 мая Заксобрание Красноярского края приняло свой закон о выборах краевого главы в первом чтении. И самовыдвиженцев там не будет, только партийные кандидаты. Не пустили беспартийных на выборы и хабаровские депутаты. Татария, Новгород – та же картина. В Кировской области Никита Белых первоначально сам предлагал институт самовыдвижения, но потом отказался. И, несмотря на протестное голосование оппозиционных фракций, «ЕР» продавила исключение этой нормы из закона. «Я не вижу предпосылок, чтобы регионы не закрепили в своём законодательстве самовыдвижение, у них должна быть свобода…» – заявил нынешний премьер Дмитрий Медведев. Но все демонстрируют, что отсев самовыдвиженцев – это инструкция, спущенная сверху, считает Шишкин. «Зачем нам оглядываться на чужие регионы? – задаётся вопросом профессор. – Мы не раз давали примеры правильного регулирования институтов, которые были даны на откуп субъектам. И почему нам не сделать на примере закона о выборах губернатора образец демократического подхода?» Проект иркутского закона будет внесён в Заксобрание уже на этой неделе. В июне предстоят две сессии ЗС, где документ должен пройти все чтения и к 1 июля быть готовым к публикации.