Чёрные и пушистые
Копатели роют под Богучанское водохранилище и просятся под опеку археологов
Иркутские кладоискатели выступили с неожиданным предложением. В обмен на помощь с официальными раскопками в зоне затопления Богучанского водохранилища они хотят получать в полное распоряжение найденные артефакты, обещая отдавать государству только самые ценные экспонаты. Однако позиция археологов остаётся непреклонной. Историческое наследие на откуп копателям никто не отдаст. Но большая часть объектов, скорее всего, навсегда уйдёт под воду, так и не дождавшись спасения.
Охранно-спасательные работы в зоне затопления будущего Богучанского водохранилища, которое расположится на территории Красноярского края и Иркутской области, идут несколько лет подряд. Археологическая разведка на нашей стороне длится с 2007 года. Сегодня в зоне затопления в Приангарье насчитывается семьдесят объектов – могильников и стояночных комплексов от эпохи палеолита до позднего средневековья. Спасены пять из них. Примерно четверть памятников, нуждающихся в раскопках, находится на территории Иркутской области, но, как утверждают археологи, времени и денег хватит на исследование лишь малой их толики.
«Планируется, что экспедиция на ложе водохранилища отправится в конце июня, а к августу мы должны завершить все работы. На нас девяностокилометровый отрезок от Усть-Илимска до деревни Ёдарма на границе Иркутской области и Красноярского края, это тысячи гектаров археологических объектов. За такой короткий срок спасти всё невозможно», – прогнозирует доцент кафедры археологии Иркутского государственного университета Николай Савельев. В своё время бюджетные расходы направлялись в основном на исследования в Красноярском крае, а Иркутскую область оставляли «на сладкое», из-за этого возник перекос в темпах работ и финансировании.
У соседей тоже не всё гладко: служба по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края, говорит Савельев, до сих пор не подписала акт готовности ложа. Тем не менее там процесс затопления уже запущен. В Иркутской области воду пустят в первой половине будущего года, но пока не решены вопросы ни лесосводки, ни переселения местных жителей, ни спасения культурных и исторических ценностей. Пользуясь неоднозначной ситуацией и логикой «всё равно всё затопит», кладоискатели, как они сами себя называют, предложили археологам «помощь».
За свой счёт они планируют добраться до места, обеспечить себя всем необходимым в экспедиции, привезти собственные недешёвые металлоискатели и войти в состав официальных отрядов. «Нам ничего не нужно, от археологов мы хотим только руководства и соответствующих договорённостей. Благодаря нам удастся исследовать больше территорий, но наш кладоискательский кодекс гласит: всё, что я нашёл, – моё. Здесь-то и возникает загвоздка. Мы предполагаем, что находки будем забирать себе, а самые ценные сдавать в музеи, но археологи против», – говорит копатель со стажем и председатель недавно созданной общественной организации Федерация приборного поиска России Станислав Бизимов. Фактически незаконную деятельность копатели хотят вести «под крылом» археологов.
«Частная археология», которую профессионалы называют не иначе как грабительством, запрещена законом. Находки, будь то настоящий клад или какая-нибудь «незначительная» черепушка, принадлежат государству, а намеренные поиски, равно как и купля-продажа артефактов, находят отражение в статьях Уголовного кодекса. Тем не менее армию копателей это не смущает. По данным Станислава Бизимова, только в мае частными лицами в России куплено несколько тысяч металлодетекторов высокого класса, а оборот дешёвых приборов уже даже не берут в расчёт. По подсчётам кладоискателей, на Богучанку уже рвётся как минимум сотня человек, среди них жители России, Украины и США.
Однако не дремлют и силы официальной археологии, в штыки воспринимающие идею с опекой не вполне законных копателей. К работе готовятся примерно тысяча человек, профессиональные археологи и студенты вузов. Последним предлагают своеобразную летнюю подработку: за месяц в экспедиции им полагается по двадцать тысяч рублей. «Молодых людей, конечно, привлекает дополнительный заработок, но для них это не главное. Слава богу, в нашей молодёжи неистребима тяга к северной романтике. Круг наших друзей постоянно расширяется, всё больше желающих помочь в раскопках. А чёрные копатели – это наша головная боль, и ни один археолог не пойдёт им навстречу ни в коем случае. Они разрушают объекты, выхватывают своими металлоискателями ценные вещи. А для нас это не самое главное, нам важен контекст, комплекс вскрытий, изучение пласта», – говорит Николай Савельев.
Несмотря на очевидность ситуации, идея копателей нашла поддержку даже в официальных кругах. Директор музея «Тальцы» Владимир Тихонов говорит: «80% фондов краеведческого музея – археология, и они не могут с ней справиться. Я думаю, через 50–60 лет экспонаты выкинут, потому что хранить их будет негде. Почему же не работать с археологами-любителями? Пускай копают. Земля накопила столько артефактов, что не одно тысячелетие мы будем эти экспонаты выкапывать». У Николая Савельева такая позиция вызывает удивление: «Как образованный человек, музейный работник, может поддерживать чёрных копателей? Это нонсенс».
Учёный надеется, что в ближайшее время кладоискателям всё же придётся отвечать по закону. Согласно УК РФ, за копательство и торговлю артефактами грозит до двух лет лишения свободы . Однако, как припоминают в ГУ МВД по Иркутской области, дел по таким фактам в регионе до сих пор не возбуждалось. Сами кладоискатели чувствуют себя в безопасности и заявляют, что отправятся на Богучанку, даже если договориться «по-хорошему» не удастся.