издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сибири и Дальнему Востоку нужны свои правила игры»

Одной из главных проблем Сибири и Дальнего Востока является оторванность этой территории от основной части России и стран АТР. Причём речь идёт не о географическом положении, а о серьёзном отставании по основным параметрам – качеству и уровню жизни, наличию человеческого капитала – и несоответствии между ростом экономики и доходами населения. Реализация крупных федеральных инвестиционных проектов может быть эффективна, только если она подкреплена свободной маневра и инициативой местных властей. В этом убеждён иркутянин, официальный представитель в России французской проектной компании AREP, советник мэра города Северска Томской области и советник губернатора Кировской области Алексей Козьмин. Беседа с ним открывает серию экспертных интервью по вопросам развития Сибири и Дальнего Востока в нашем издании.

В Иркутске Алексей Козьмин персона известная. Он был вице-президентом группы компаний «Новая реальность», депутатом Законодательного Собрания региона третьего и четвёртого созывов и президентом Фонда регионального развития Иркутской области, продвигавшего идею развития агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова. Несмотря на то, что его официальное место работы находится в другой части страны, в последнее время он часто бывает в Иркутске. «У меня здесь появились проекты», – объясняет наш собеседник. Во время одного из его визитов в областной центр и состоялась наша встреча. 

– Алексей Павлович, какие проблемы и вызовы выходят сейчас на первый план для Восточной Сибири и Дальнего Востока? С чем они связаны? 

– Стратегические проблемы и вызовы для этих территорий остаются неизменными уже лет 15 и практически не зависят от того, кто находится у власти в России. Они связаны с глобальной политикой и экономикой. Самая первая и самая важная проблема – это диспропорция, сложившаяся между двумя территориями – Юго-Восточной Азией и Сибирью и Дальним Востоком. Этот дисбаланс сохраняется в экономике, численности населения, в развитии инфраструктуры. 

Недавно в журнале «Коммерсантъ-Власть» была опубликована статья, где приводятся такие цифры: численность населения Владивостока составляет 600 тысяч человек, а в тысячекилометровой зоне вокруг города (в Южной Корее, Японии, Китае, КНДР) – зоне часовой доступности для самолёта и девятичасовой для поезда – живут около 414 миллионов человек. Это единственный город России со столь мощным окружением. Вокруг Москвы на таком же расстоянии живут менее 100 миллионов человек. При этом в зоне вокруг Владивостока ежегодно создаётся ВВП на сумму около 7 триллионов долларов, что почти в четыре раза больше ВВП России. Издание отмечает: «Находясь в зоне такой экономической концентрации, больше 20% жителей Приморья живут за чертой бедности». 

Хочу подчеркнуть: выстраивание барьеров – законодательных, экономических, политических, – разрывающих эту связку между Сибирью, Дальним Востоком и Юго-Восточной Азией, это просто временное сдерживание напряжения. Это не ответ на вызов или угрозу. 

Вторая важная проблема для этих регионов – человеческий капитал. Говоря о нём, я имею в виду и миграционную ситуацию – отток квалифицированного и перспективного населения, невозможность его покрытия местными ресурсами. Причём миграция – это только следствие, следствие низкого уровня жизни и несоответствия между уровнем экономического развития территории, доходами населения и качеством предоставляемых социальных услуг. Если мы сравним западные и восточные регионы по основным параметрам, то последние, несомненно, проигрывают как по уровню развития здравоохранения, образования, культурной сферы, так и по уровню доходов населения. Притом что большая часть валового национального продукта создаётся на территории Сибири и Дальнего Востока. 

– Какой же в данном случае должна быть позиция федерального центра – активной? Или всё нужно отдать на «откуп» территориям? 

– На мой взгляд, только привлечение крупных инвестиций и реализация федеральным центром здесь мегапроектов не решит проблемы. Без активного участия жителей региона, местных элит, властей развития не получится. Поэтому у территорий должна быть определённая самостоятельность. Процессы, которые влекут за собой необратимые изменения в позитивную сторону, начинаются с уровня городов и поселений. Только если есть связка «федеральный центр – регионы», речь может идти о синергетическом эффекте и развитии. 

Приведу пример: сейчас Приморский край готовится к приёму саммита стран АТЭС, регион получил значительные денежные вливания из федерального центра. За счёт них удалось решить коммунальные, транспортные, инфраструктурные и другие проблемы. Но, как выяснилось, территория к такому объёму инвестиций не была готова. Сейчас власти проводят проектные сессии, чтобы решить, как дальше содержать эти масштабные объекты, какие организации можно в них разместить. Ведь саммит продлится два дня, а после этого нужно будет эффективно управлять оставшейся инфраструктурой. 

В свете проблем, существующих на востоке страны, много говорится о Государственной компании развития Сибири и Дальнего Востока. Инициатива федерального центра по созданию госкомпании свидетельствует о том, что Сибирь и Дальний Восток являются одними из самых проблемных российских территорий, но говорит о недоверии федерального центра регионам, желании использовать принципы «ручного управления». 

В концепции госкомпании в основном речь идёт о проектах освоения крупных сырьевых месторождений, строительства промышленных и перерабатывающих предприятий первого передела. В данном случае у меня есть опасения, что, как в случае с Иркутской областью, экономический рост не будет связан с адекватным ростом качества жизни населения. Ведь проекты сырьевой направленности и первого передела, как правило, вымывают из региона деньги и ресурсы. В то время как адекватной замены этим ресурсам – развития малого и среднего бизнеса, который является опорой регио-нальной налоговой базы, – не происходит. 

Думаю, если федеральный центр действительно хочет развивать Сибирь и Дальний Восток, региональным руководителям должны быть предоставлены определённые преференции. 

– О чём идёт речь? 

– Главам регионов должно быть передано большее количество полномочий: возможность регулирования налоговых и инвестиционных поступлений, вопросов, связанных с землёй. У регионов должна быть возможность влиять на миграционную  политику и трудовое законодательство. Как раз из-за того, что ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке очень сложная, это большая территория, и нужно пойти на некоторые уступки. То есть правила игры для этих двух регионов должны быть другими. И не факт, что они должны быть одинаковыми для двух этих территорий. 

Полагаю, что Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение», созданная в 90-е годы, должна вести работу в более практической плоскости. Так, она может заниматься координацией между регионами. Ведь сейчас субъекты РФ, не только дальневосточные, общаются друг с другом через Москву. Схема коммуникаций условно выглядит так: Черемхово – Иркутск, Иркутск – Москва. Иркутск – Красноярск – нет, Иркутск – Улан-Удэ – ещё хуже. Сейчас территории живут в условиях жёсткой конкуренции за федеральные ресурсы, поэтому связь между ними затруднена. 

В то же время межрегиональная координация в Сибири и на Дальнем Востоке очень важна, потому что губернаторы должны иметь возможность договориться между собой и решить определённые вопросы, не прибегая к услугам федерального центра. Это не Министерство регио-

нального развития РФ должно собирать совещание по развитию Дальнего Востока, а дальневосточные губернаторы должны собраться, пригласить к себе министра и провести работу, скажем, по согласованию своих проектов. 

– Что именно необходимо сделать, чтобы Госкомпания развития Сибири и Дальнего Востока была эффективной? 

– Главным условием того, чтобы госкомпания исполняла поставленные задачи, является участие в её работе региональных органов власти. В какой форме – необходимо смотреть и думать. Госкомпания является акционерным обществом, можно включить глав регионов в совет директоров или создать, скажем, общественный совет. Второй момент: планы госкомпании не должны быть направлены исключительно на сырьевые проекты и проекты первой переработки сырья. Наряду с ними должны быть реализованы проекты развития территорий, включая инфраструктурные и социальные, направленные на совершенствование системы здравоохранения, образования и так далее. Третий момент: госкомпания должна работать в публичном поле. Она не должна быть наделена сверхполномочиями и подчиняться исключительно президенту РФ. В этом случае Госкомпания развития Сибири и Дальнего Востока будет эффективна.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры