Энергосберегающий середняк
Предусмотренные в областной программе энергосбережения мероприятия выполняются в той мере, в которой они обеспечены финансово. Это касается как обязательной установки приборов учёта энергоресурсов и энергетических обследований, так и реализации пилотных проектов в этой сфере. По мнению специалистов, наша область находится на уровне регионов-«середняков», однако в Сибирском федеральном округе её опережают Красноярский край и Томская область.
Программа энергосбережения Иркутской области на 2011–2015 годы с перспективой до 2020 года была принята довольно поздно – её утвердили лишь в начале декабря 2010 года. Однако вины региональных властей и тем более разработчиков документа здесь нет. Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», региональные и муниципальные программы должны были быть приняты до 1 августа 2010 года, однако требования к ним утвердили существенно позднее. Более того, правительство РФ утвердило государственную целевую программу энергосбережения до 2020 года только 27 декабря 2010 года.
Проблема со сроками принятия возникла и в случае с самим федеральным законом. Он был обнародован и вступил в силу только в конце ноября 2010 года. «Бюджеты уже были свёрстаны, и, хотите вы того или нет, 2010-й прошёл впустую – денег на реализацию закона не было, – заметил заместитель директора Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН Валерий Стенников, который является председателем научно-экспертного совета по энергоэффективности при губернаторе Иркутской области. – В законе не были рассчитаны сроки выполнения обязательств, не было и инфраструктуры для его реализации».
Аналогично при принятии бюджета Иркутской области на 2011 не был решён вопрос о финансировании региональной программы энергосбережения. 100 млн. рублей (при том что сумма, необходимая хотя бы для выполнения обязательных энергетических обследований и установки приборов учёта в бюджетных учреждениях, оценивалась в 300 млн. рублей) были заложены только при внесении изменений в закон о региональной казне в июне прошлого года. Их включили в расходную часть, для того чтобы привлечь точно такую же сумму из федерального бюджета, а в дальнейшем перенаправили на другие цели. В результате в октябре было подписано постановление правительства РФ о выделении Приангарью 53,85 млн. рублей, а на пресс-конференции в мае нынешнего года министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Пётр Воронин сообщил о том, что в 2011 году из бюджета региона на реализацию программы было направлено более 88 млн. рублей.
«Мы всё выполняем в соответствии с тем планом, что есть в программе, исходя из имеющихся финансовых средств», – сообщил директор ОГКУ «Центр энергоресурсосбережения» Пётр Павлов. Между тем в апреле прокуратура Иркутской области обнародовала результаты проверки, выявившей многочисленные факты отсутствия приборов учёта тепла, воды, газа и электричества, которыми по закону до 1 января 2011 года должны были оснастить здания, находящиеся в областной и муниципальной собственности, а также другие сооружения. Стенников, в свою очередь, заметил, что счётчики установлены на многих объектах, однако существенно большее отставание наблюдается в темпах проведения обязательных энергетических обследований, которые до 31 декабря 2012 года должны осуществить все органы государственной власти и местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц, организации с участием государства и те, кто осуществляет регулируемые виды деятельности либо отвечает за производство или транспортировку энергоресурсов. «Проводить аудит имеют право только члены саморегулируемых организаций, – напомнил он. – Для создания СРО необходимо набрать как минимум 25 организаций, а когда мы с министерством жилищной политики в середине 2010 года начали эту работу, в нашем регионе их насчитывалось всего восемь. Так что зарегистрировали СРО в Минюсте мы только в январе 2011 года». В настоящее время в СРО «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» насчитывается 56 организаций не только из Иркутской области, но и из соседних регионов, однако в Приангарье они выдали энергопаспорта всего 200 из более чем 6 тыс. организаций, подлежащих обязательному обследованию. «Плюс, может быть, столько же сделали сторонние компании, – отметил замдиректора ИСЭМ СО РАН. – Если даже учесть обследования, выполненные силами самих предприятий, получится не больше тысячи. Аудит ещё надо проводить, надо интенсифицировать эту работу и закладывать средства». Однако эксперт не исключает того, что сроки обязательных мероприятий, предусмотренных в федеральном законе об энергосбережении, могут быть ещё сдвинуты.