Коэффициент эффективности
Депутаты предлагают провести ревизию налоговых льгот
В Иркутской области периодически возникают споры о том, есть ли смысл давать коммерческим компаниям налоговые льготы. Достаточно вспомнить накал страстей при обсуждении в конце прошлого года послаблений для крупных нефте- и газодобывающих и химических компаний. Льготы-то область предоставляет. Только никто не знает, как в областном бюджете потом отзывается щедрость казначеев. Провести инвентаризацию региональных льгот пытались участники круглого стола «Оценка эффективности предоставления льгот в Иркутской области», который прошёл в Законодательном Собрании.
Председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Сергей Курилов отметил, что в Иркутской области нет документов, которые бы устанавливали критерии, кому и какие льготы давать, а также оценки эффективности налоговых преференций. В то время как в других регионах (Красноярский край, Оренбургская и Вологодская области) такие оценки закреплены законодательно.
Разумеется, не все налоговые льготы нужно мерить исходя из критерия экономической эффективности. Есть льготы, которые дают пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям. Существуют льготы для бюджетных организаций. На заседании круглого стола рассмотрели только такие преференции, которые государство даёт компаниям, рассчитывая в будущем получить от них большую отдачу. Речь идёт как минимум о трёх группах организаций. По словам руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Константина Зайцева, в 2011 году пониженную ставку по налогу на прибыль организаций (16,5%) применила одна организация, которая занимается производством неочищенных масел и жиров. По сравнению с 2010 годом налоговые платежи компании увеличились на 1,4%, объём инвестиций по итогам 2010 года составил более 225 миллионов рублей. Однако, пояснил Константин Зайцев, этот единичный случай не даёт возможности сделать вывод, что налоговая льгота выгодна бюджету.
Льготой по налогу на имущество воспользовались девять компаний: в 2009 году – четыре, в 2010-м – семь и столько же – в 2011-м. Выпадающие доходы бюджета за три года составили 53 миллиона рублей. Парадокс в том, что те компании, которые воспользовались льготой, в 2009 году увеличили налоговую отдачу только на 11%, а те, что не применяли льготу, – на 14%. Правда, в 2010–2011 годах льготники «исправились» и дали рост налогов на 19%.
Интересные наблюдения Константин Зайцев продемонстрировал относительно дифференцированных ставок по упрощённой системе налогообложения. В 2010 году льготой воспользовались 103 компании, в 2011-м – 151. Выпадающие бюджетные доходы составили 15 и 20 миллионов рублей соответственно. При этом популярность льготы среди предпринимателей растёт, а налоговая отдача – снижается. В расчёте на одного налогоплательщика налоговая база по дифференцированной ставке сократилась на 4%. Больше всего желающих пользоваться льготой среди строительных организаций, но и максимальное снижение налогов тоже у них. В то время как существенно вырос объём поступлений от организаций, предлагающих медицинские и социальные услуги, а также тех, которые содержат гостиницы и рестораны.
Министр финансов Алексей Зезуля не стал разбирать налогоплательщиков по группам. Отметил лишь, что за последние годы коэффициент бюджетной эффективности по всем льготам был выше единицы. То есть налоговая отдача от компаний перекрывала выпадающие доходы, связанные со льготой. Исключение составил лишь земельный налог. «Причиной тому является преобладание социальной направленности льгот, установленных решениями представительных органов местного самоуправления», – объяснил министр финансов Приангарья.
Даже после обстоятельного разговора остались без ответа вопросы Сергея Курилова о том, эффективно ли для региона сработала пивоваренная компания «САН Интербрю», которая получает льготы. И не зря ли были предоставлены послабления компании «Сибирский силикон». Председатель бюджетного комитета заявил о необходимости формирования «правил игры», по которым бы оценивалась деятельность коммерческих компаний.
По итогам круглого стола правительству области поручено сформировать перечень неэффективных налоговых льгот, чтобы их можно было отменить. Кроме того, Сергей Курилов инициировал внесение в региональный закон о бюджетном процессе изменений, предписывающих обязательную оценку налоговых льгот, которая будет вестись одновременно с анализом исполнения областного бюджета.