Без газовых компетенций
Аудиторы КСП проверили выполнение программы газификации
На газификацию Иркутской области направлено средств в 14 раз меньше, чем планировалось. При этом её финансирование велось с нарушениями. Только в 2011 году оно составило 69,36 млн. рублей, в том числе неэффективно использовано 5,18 млн. К таким выводам пришли аудиторы Контрольно-счётной палаты Иркутской области, которые проверили эффективность и целесообразность расходования средств областного бюджета, направленных на газификацию региона.
Мимо планов
Газификация региона осуществлялась на основании двух целевых программ – «Газификация Иркутской области на 2008–2010 годы» и «Газификация Иркутской области на 2011–2015 годы». Вся работа проводилась в соответствии с заключёнными между правительством региона и газовой корпорацией «Газпром» соглашениями о сотрудничестве, сообщила на заседании комиссии по контрольной
деятельности, которое состоялась в региональном правительстве на прошлой неделе, аудитор региональной КСП Юлия Махтина.
Согласно генеральной схеме газификации Иркутской области, автором которой является Газпром, планировалось построить четыре центра газодобычи: Южный, Братский, Усть-Кутско-Киренский и Северный. В соответствии с этими центрами планировали построить четыре газотранспортные системы, которые включают в себя газопровод от Ковыктинского газоконденсатного месторождения через Чеканское месторождение газа в города Саянск, Ангарск и Иркутск. Первоначально предполагалось, что голубое топливо придёт с Чеканского месторождения в Жигалово в 2010 году. По трассе газопровода предусмотрено строительство газопроводов и газораспределительных станций для газификации промышленных объектов и близлежащих населённых пунктов. Аудитор сообщила, что первоначально ввод магистрального газопровода «Чиканское ГКМ – посёлок Жигалово» был запланирован на 2010 год. Однако до настоящего времени этого не было сделано. В Саянск, а затем в Ангарск и Иркутск голубое топливо должно прийти в 2013 и 2014 годах. Но в настоящее время работы в этом направлении не ведутся, и уже сейчас понятно, что к сроку уложиться не представляется возможным, считает Махтина. Приход большого газа в северные территории – Усть-Кут и Киренск – также был назначен на 2014 год. Согласно схеме газификации, в Усть-Куте в свою очередь планируется соорудить газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Для реализации этого проекта необходимо построить газопровод от Дулисьминского, Аянского, Ярактинского и Марковского месторождений.
«В генеральной схеме газификации была предусмотрена активная разработка месторождений, строительство газопроводов и поставка газа конечным потребителям с одновременным развитием газохимических производств, – отметила Юлия Махтина. – Однако в настоящее время Иркутская область имеет один из самых низких показателей уровня газификации территории. Газотранспортная система практически отсутствует, газоснабжение потребителей обеспечивается в основном сжиженным и сухим углеводородным газом, поставляемым из других территорий страны».
Неэффективные деньги
Аудиторская проверка показала, что планируемый объём финансирования программы по газификации региона на 2008–2010 годы за время её действия снизился практически в 14 раз. А фактические расходы областного бюджета, направленные на реализацию программных мероприятий, за три года составили 144 млн. 46,5 тыс. рублей, или 75,7% от программного объёма. В них приняли участие Братск и Усть-Кут, посёлки Зяба, Жигалово, Качуг и Усть-Удинский район. Объём софинансирования за счёт средств местных бюджетов составил в сумме 4 266,5 тыс. рублей, или 3% от общего объёма. При этом, как показала проверка, был нарушен единообразный подход к определению доли софинансирования, которая колебалась от 35% по Усть-Куту до 0,16% в Качуге.
Как сообщила Юлия Махтина, объём выявленных нарушений составил 69 млн. 364 тыс. рублей, в том числе использовано неэффективно 5 189,5 тыс. рублей. Проверка показала, что муниципальные образования проводили конкурсные процедуры и заключали муниципальные контракты на строительство объектов, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ при отсутствии проектно-сметной документации, соответственно, при отсутствии оснований для формирования обоснованной начальной цены. В некоторых случаях строительство объектов газификации стартовало без положительного заключения госэкспертизы по проектной документации данных объектов. Отдельные муниципальные контракты исполнялись с нарушением сроков, не в полном объёме, без предоставления министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области необходимых актов выполненных работ.
За три года действия программы была разработана схема теплоснабжения города Усть-Кута, разработаны проекты газификации правобережной части Братска и посёлка Зяба, построено 8,4 км газораспределительных сетей на территории двух муниципальных образований, осуществлён перевод на использование природного газа шести котельных и 28 жилых домов. В целом задачи программы в 2008–2010 годах остались нереализованными. В связи с этим была принята вторая целевая программа – «Газификация Иркутской области на 2011–2015 годы», участниками которой в 2011 году стали семь муниципальных образований. Объём финансирования за счёт средств областного бюджета составил 101 млн. 609 тыс. рублей, из которых львиная доля – 76,3% – бюджетные ассигнования для Братска.
Однако и в прошлом году муниципальные образования не соблюдали условия получения межбюджетных трансфертов для реализации программных мероприятий. Установлены нарушения в соблюдении сроков утверждения муниципальных программ либо в предоставлении министерству документов, подтверждающих софинансирование со стороны местных бюджетов. Более того, два района не выдержали условия о софинансировании программных мероприятий в размере не менее 3% от суммы предоставленных межбюджетных трансфертов. Средства местных бюджетов в сумме 272,4 тыс. рублей были замещены средствами областного бюджета. Так, к примеру, произошло в посёлке Качуг. При этом сводная информация о реализации программы газификации за 2011 год не соответствует объёмам, указанным в соглашениях с муниципальными образованиями и отчётах МО.
Министерство ЖКХ не контролировало соблюдение установленных соглашениями условий оплаты, так как не располагало необходимыми документами. Именно по этой причине в отчёте Братска не был отражён остаток межбюджетных трансфертов в сумме 2 млн. 811 тыс. рублей. Ровно так же, как и не было отражено ни в одном отчётном документе неправомерное перечисление средств областного бюджета в сумме 784,6 тыс. рублей, что значительно превысило стоимость муниципальных контрактов, констатировали аудиторы. Кроме того, были нарушены условия перечисления средств областного бюджета – только после уплаты доли софинансирования местного бюджета – в общей сумме 48 млн. 700 тыс. рублей были перечислены министерством без подтверждения кассовых расходов со стороны муниципальных образований.
Кроме того, выявлены факты нарушений бюджетного законодательства при размещении и исполнении муниципальных заказов. Так, треть муниципальных контрактов исполнены с нарушением сроков выполнения работ, и только по трём из них муниципальными заказчиками ведётся работа по взысканию штрафных санкций. Средства областного бюджета в общей сумме 8 млн. 501 тыс. рублей, перечисленные поселениям Усть-Удинского и Жигаловского районов в счёт исполнения муниципальных контрактов по разработке ПСД и поставке модульной газовой котельной, в течение более 3,5 месяца находятся на счетах местных бюджетов из-за отсутствия положительных заключений государственной экспертизы, неисполнения контракта по поставке.
По итогам контрольного мероприятия аудитор КСП рекомендовала министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области усилить возложенный на него контроль за реализацией мероприятий программы, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, ходом выполнения работ и реализацией соглашений. «Необходимо разработать механизм учёта предъявленных и взысканных муниципальными заказчиками в доход местных бюджетов штрафных санкций путём увеличения на данную сумму доли софинансирования из средств местного бюджета или уменьшения доли средств областного бюджета при реализации программных мероприятий либо разработать иной порядок, – отметила Юлия Махтина. – Информация о принятых по устранению замечаний мерах должна быть представлена в комиссию в течение месяца».
В зависимости от Газпрома
Как отметила заместитель министра жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Светлана Щепина, аудиторы КСП достаточно полно осветили вопрос, однако хотелось бы отметить, что по ряду замечаний есть тенденция к улучшению ситуации. «У нас действительно не было утверждённых планов по синхронизации выполнения программ газификации, последнее утверждение было в 2009 году, – согласилась Светлана Щепина. – Но проблема в том, что проект газификации Иркутской области курирует Газпром и строительство крупных объектов находится в компетенции федеральных властей, в частности Министерства энергетики РФ». Она добавила, что сроки ввода в эксплуатацию объектов такого значения, как Ковыкта, не входят в компетенцию субъектов РФ. «Регион решает узкие вопросы, касающиеся внутриквартальных подводящих трубопроводов, основные магистральные сети находятся в компетенции Газпрома, то есть он и должен отвечать за их строительство и ввод, и мы, к сожалению, от этого очень сильно зависим. Мы направляли свои пожелания и предложения, но всё было тщетно по одной простой причине: постоянно была ссылка на мировой финансовый кризис».
Светалана Щепина отметила, что в этом году «ситуация в корне изменилась» и в марте текущего года министерством согласован проект программы газификации на 2012–2015 годы. Кроме того, в марте также был утверждён план развития газонефтехимии до 2030 года с учётом предложений правительства региона.
«Что касается нарушений, выявленных аудиторами КСП, на сегодня мы все замечания учли и проводим работу по их устранению, – заверила Светлана Щепина. – Несколько неорганизованный процедурный процесс позволял допускать некоторые нарушения, которые были со стороны муниципальных образований. Но есть и объективные причины. К примеру, обязательное условие при заключении контрактов – наличие экспертизы, однако на то, чтобы заказать её и провести, требуется много времени, и получалось, так что мы финансировали в обмен на обещания. Что касается нарушений сроков исполнения муниципальных контрактов, можно отметить: тут есть объективные причины – из-за отсутствия или несвоевременного финансирования подрядчики опасались начинать работы».
Депутат Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова поставила под сомнение получение экономического или социального эффекта от реализации программы газификации. «Выслушав доклады, мы поняли, что денег вложено в реализацию программ немерено, а в итоге у нас газифицировано всего 28 домов в Братске и переведено на газ шесть котельных, – констатировала Ирина Синцова. – В связи с этим можете ли вы ответить, каков экономический эффект от реализации данных программ?» На что замминистра по ЖКХ Светлана Щепина ответила, что газификация региона «только началась и экономический эффект будет виден, когда будут завершены основные работы по строительству магистральных сетей». Она добавила, что в программе не предусмотрено проведение экспертизы социально-экономического эффекта. Ко всему прочему замминистра отметила: чтобы построить все объекты, необходимо более 15 млрд. рублей, «а мы имеем сегодня всего 3,5% от необходимого объёма средств».
Председатель бюджетного комитета ЗС Иркутской области Сергей Курилов выступил с резкой критикой реализации программы газификации. «Программа работает совершенно неэффективно и не достигает поставленных целей. В связи с этим я предлагаю обратиться к губернатору Иркутской области с просьбой обратить более пристальное внимание на финансирование столь неэффективных мероприятий», – отметил Сергей Курилов.