издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гуси-лебеди летят…

Родительское слово о новом спектакле «Трубадура»

  • Автор: От имени родителей «Трубадура» – Елена ЧАЙКОВСКАЯ, для «Восточно-Сибирской правды»

Если вы третий год три раза в неделю по два часа кряду сидите под дверью репетиционного зала, если вы ездите с ребятами на фестивали, если знаете наизусть весь спектакль и можете в случае чего спеть фрагмент – вам уже есть что рассказать про новую работу детского музыкального театра и даже про роль театральной деятельности в развитии ребёнка. Премьера «Гуси-лебеди» состоялась, и теперь уже можно поделиться воспоминаниями и впечатлениями. Понятно, непрофессиональными. Но по-своему ценными, потому что родители знают то, что неведомо критикам…

«Гуси-лебеди»: гнездовой период

Впервые я услышала про идею по-ставить «Гуси-лебеди» весной 2011-го. Константин Ефимович Магидин, режиссёр и создатель детского образцового музыкального театра «Трубадур», сказал: «Попробуем оперу». Родители с большим стажем участия в «Трубадуре» припомнили, что лет десять назад у театра был уже такой спектакль, успешный, популярный, побывавший за границей. Константин Ефимович пояснил, что наши «Гуси-лебеди» будут другими. Совсем другими. Будет иное постановочное решение, иная сценография, то есть декорации, костюмы, свет, бутафория, реквизит – всё оформление спектакля. Вводится фольклорная тема. Пластическое решение изменится. Прежней будет музыкальная основа, написанная ещё в 20-х годах прошлого века композитором Юлией Вейсберг на стихи Самуила Маршака. Но петь будем несколько по-другому. В прежнем спектакле не было многоголосья – теперь будет. Вот с него-то и началась работа над новыми «Гусями-лебедями». 

В то время «Трубадур» ещё вовсю играл «Кошкин дом», весёлый детский мюзикл, и собирался с этим спектаклем поехать на театральный фестиваль. На фестиваль в Новосибирск съездили, потом ещё много играли «Кошкин дом» на детских школьных площадках. И параллельно трудились над вокальной частью нового спектакля. Мы, родители, всё под той же дверью слушали первые певческие упражнения своих детей в жанре оперы. Сначала это было похоже на чириканье птенцов в гнезде – нестройное, неверное, слабенькое. Хормейстер Елена Желтикова упорно «полировала» каждый звук, каждую музыкальную фразу. И расстраивалась, что не все дети знают музыкальную грамоту, чтобы петь по партитуре. Пели по слуху. Снова и снова. Постепенно крепли голоса, складывался хор. Опера начала звучать.

Наши «Гуси…» встают на крыло

Марина Прутовая, хореограф «Трубадура», придумала танцевальное решение оперы. Получилось не сразу. Пробовали одно, меняли на другое. Это очень сложно – попасть в стиль задуманого спектакля. Ведь и вокал и хореография  должны соединяться в драматургическом действии. Хорео-

графия рождалась вместе со спектаклем. А его постановочная идея, идея Магидина – в детской игре. Вот деревенские ребятишки, оторвавшись от своих дел (прокатать холсты, просеять зерно, просто побегать), играют свою любимую сказку. И, как в детской игре, всё идёт в ход. Лоскутное одеяло становится печкой, глиняные горшки – яблоками, холсты – крыльями и волнами речки, мётлы и скамейки – избушкой Бабы Яги. Для этих детей естественно танцевать в хороводе, выходить в круг, играть в «змейку» и «воротца». Гуси должны быть сердитыми, грозными даже, нечистая сила – смешной, лошадки – задорными. Отсюда и хореография постановки. Отсюда и костюмы, декорации. Опера, конечно, авторское, режиссёрское произведение. Однако невозможное без команды. 

Мы видели, как самозабвенно творила художник спектакля Ирина Лучшева. Мы можем представить, как трудился Дмитрий Полиенко над оркестровой аранжировкой. Хочется сказать и о Лидии Розовской, концертмейстере спектакля.

Мы слышим, как «ведёт» оперу наш бессменный звукооператор Александр Ковалевич. В спектакль вложено много «взрослого» труда – швей, бутафоров, плотников. Каждый эпизод, каждую фразу отрабатывали многократно – до результата. Родители – и это наш большой секрет – обычно подсматривают за ходом репетиций. Несколько месяцев мы наблюдали отдельные фрагменты оперы. Цельная картина спектакля для нас стала складываться уже в последний момент, когда пошли репетиции на сцене ТКЦ и в драматическом театре. Удивительное дело: давно известное становится новым и смотрится как в первый раз. Не знаешь, что будет дальше… Только дети, кажется, воспринимают происходящее как естественное развитие событий. Поют правильно, играют от души, танцуют красиво. И становится очевидным, что наши гусята совершенно незаметно стали лебедями.

Отступление: зачем ребёнку театр

Мы привели своё дитя в этот коллектив скорее по наитию, просто желая направить очевидную активность ребёнка в мирное русло. И только в процессе поняли, насколько были правы. Убеждены, нет ничего более нужного для развития ребёнка, чем творчество. Лучше – коллективное, сотворчество. Ребята учатся все вместе и друг у друга. Константин Ефимович ставит спектакль так, что в его созидании участвует каждый. Кстати, с премьерой работа над постановкой не заканчивается. Спектакль растёт вместе с детьми, меняется, появляются и вводятся новые идеи. Театр не только раскрывает способности, учит понимать искусство, даёт уникальную возможность творить, выражать свои чувства. Театр учит большой ответственности. Перед зрителем, перед своими партнёрами. Я впервые увидела это на фестивале в Ангарске. Участники – в основном юношеские коллективы. Программа фестиваля очень насыщенная, спектакли идут один за другим, зрители становятся актёрами и наоборот. Тяжело психологически и физически. А у нас – малыши, от четырёх до одиннадцати. В перерыве между спектаклями нужно успеть переодеться, распеться, разобраться с реквизитом. «Трубадур» справился. Наши ребята собрались, настроились – и выдали. На одном дыхании. На чужой сцене. Ничего не перепутали. Убедительно победили. И вот сейчас дети абсолютно самостоятельно действуют в спектакле. Каждый знает, что делает и когда. Каждый отвечает за свой реквизит. Для нас «Трубадур» – ещё и школа жизни, как бы выспренно это ни звучало. Любая возникающая ситуация разбирается Константином Ефимовичем тут же твёрдо и исчерпывающе. Все получают урок. Помочь слабому, уступить девочке, не «зазвездиться»… Главный принцип, правило и требование – думать. Головой и сердцем. А это самое важное, нет так ли?

Авторитетное мнение

На премьеру «Гуси-лебеди» приехал Валерий Кирюнин, главный специалист по любительским театрам областного Дома народного творчества и досуга, театральный педагог-режиссёр Иркутского театрального училища. Он тепло поздравил давно известный ему «Трубадур», назвал его жемчужиной Братска. Мне удалось поговорить с Валерием Дмитриевичем после спектакля. Вот что он сказал:

– У меня с «Трубадуром» связано очень многое. Наши поездки на всероссийские театральные фестивали, наши встречи на фестивалях областных. Люблю «Трубадур», всегда радуюсь и поражаюсь его работам. Детский музыкальный театр вообще редкость. У нас в области только два таких коллектива – театр лицея № 47 в Иркутске и братский «Трубадур». Это очень сложное, трудоёмкое направление в театральном искусстве. Нужен талант, лидер, способный увлечь детей, научить, организовать, воспитать. Константин Ефимович Магидин очень мощно этим владеет. 

Сегодняшний спектакль – чудо. Такой детский коллектив замечательный. Спектакль, конечно, сочинённый, написанный авторами текста и музыки. Но дети в этом изначально заданном пространстве по-настоящему живут. Они так органичны, естественны. Природа детская бережно сохранена – вот что необычайно и прекрасно. Как Константин Ефимович добивается этого – загадка. Яркие образы, очень индивидуальные – Машенька, Баба Яга, лошадка эта маленькая, – не выбиваются из общей картины, гармонично вливаясь в коллективное действие. Дети совершенно свободно чувствуют себя в тяжелейшем для исполнения жанре оперы, где важно всё: голос, слово, пластика. За этой лёгкостью – большая работа режиссёра и самих маленьких актёров. Искренность, непосредственность, динамика, волшебные превращения героев, мгновенно переходящих из одной роли в другую, юмор, близкие всем народные мотивы – всё держит внимание от начала и до конца. Зал без остатка погружён в мир сказки, в мир детства. Братчанам повезло. А я хочу, чтобы «Гусей-лебедей» увидели не только в Братске. Я уже предложил «Трубадуру» принять участие во всероссийском фестивале детских музыкальных любительских театров «Синяя птица» в Москве и во Всероссийском театральном фестивале на Ольхоне. Надеюсь, что всё у нас получится.

Вслед летящим

Полетели наши «Гуси-лебеди»… Очень хочется, чтобы этот полёт был красивым, согретым зрительскими аплодисментами. Чтобы и в жизни наши детки парили высоко. Спасибо Константину Ефимовичу, всей большой творческой команде, которая работает с «Трубадуром». Когда столько талантливых людей вкладывают свою душу в детей, результат просто не может не быть успешным. Спасибо. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры