издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Процедурный вопрос

Переселенцы из зоны Богучанской ГЭС дошли до губернатора

  • Автор: Егор ЩЕРБАКОВ, «Восточно-Сибирская правда»

Заполнение водохранилища Богучанской ГЭС пока не началось, но вероятность того, что к нему приступят в нынешнем году, крайне велика. Несмотря на то, что до Иркутской области вода доберётся с годовой задержкой, жильё для переселенцев из зоны подтопления должно быть сдано до 22 августа, а природоохранные меро- приятия при расчистке ложа водохранилища нужно завершить к ноябрю. Впрочем, у самих жителей Усть-Илимского района, вынужденных переезжать, накопилось немало претензий к ответственным за переселение, которые они сначала высказали на пикете перед зданием областного правительства, а потом и на встрече с губернатором.

Пикет, прошедший в минувшую пятницу, оправдал ожидания организаторов хотя бы в численности: при заявке на 30 человек в сквере Кирова собрались точно больше двух десятков. Если экологи и студенты-археологи настаивали на выполнении законодательства по своей части (оценки воздействия на окружающую среду БоГЭС в рамках актуализированного технического проекта и сохранении всех памятников истории и культуры при заполнении водохранилища), то инициативная группа жителей Кеуля высказывала претензии к процедуре переселения людей из зоны затопления. Напомним, переселению подлежит 1731 человек из этого посёлка, а также Усть-Илимска и Невона, однако, как заметил на брифинге днём ранее министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Владимир Парьев, это число «растёт если не в геометрической, то в арифметической прогрессии, поскольку нет ограничения на регистрацию в подтопляемых населённых пунктах. В конце марта при правительстве региона была создана рабочая группа, которая должна была рассмотреть все случаи регистрации и отсеять фиктивные, однако пока окончательно количество переселенцев не определено. Тем не менее 429 квартир в Иркутском районе, Братске и Усть-Илимске для них должны быть сданы до 22 августа – таково условие контракта с генеральным подрядчиком строительства, компанией «Востсибстрой».

«Не нужны миллиардные затраты»

Сложность в том, что изначально по условиям контракта предполагалось построить 269 квартир в Усть-Илимске, 110 в жилом комплексе «Луговое» под Иркутском и 50 в Братске, однако сейчас соотношение изменилось, поэтому объёмы работ приходится менять по ходу дела. Так, число семей, желающих переехать в Иркутский район, увеличилось до 269, в Братск – осталось неизменным, а вот в Усть-Илимск, на-против, сократилось до 88. Кроме того, остаются 22 семьи, отказывающиеся выезжать в предложенные места. «У меня братья переселились из Красноярского края, так им предлагали весь Красноярский край и Хакасию, а нам предлагают Свирск, Саянск, Усть-Илимск, Братск и «Луговое», где выгребные ямы вместо централизованной канализации», – весьма эмоционально рассказывала жительница Кеуля Ирина Усольцева во время пикета. 

Показательна история учителя информатики поселковой школы Андрея Шарабарева, прозвучавшая на встрече с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым: он начал строить дом в Красноярском крае ещё в 2005 году, успел возвести баню, заложить фундамент и приобрести материалы для крыши, однако теперь не может получить деньги на завершение строительства – вместо этого ему предлагают квартиру в «Луговом». Отступая от истории, нужно сказать, что встреча с главой региона не была запланирована – после пикета кеульчане понесли главному федеральному инспектору в Иркутской области Петру Огородникову открытое письмо президенту РФ, в котором содержалось предложение перенести запуск 

БоГЭС до выполнения всех предусмотренных законодательством процедур. А когда переговорили с ним, последовал звонок губернатору. Результат – через час общественники уже сидели в актовом зале «Серого дома» за одним столом с главой региона вкупе с министрами, отвечающими за подготовку ложа водохранилища станции на территории Приангарья, и обсуждали свои проблемы.

Одной из них как раз и был случай Шарабарева. По его словам, если бы он сейчас получил денежную компенсацию за жильё в Кеуле, он за лето достроил бы дом в Красноярском крае и переехал туда. В том случае, если он переедет в квартиру в «Луговом», при её продаже для того, чтобы завершить строительство в соседнем регионе, он вместе с четырьмя детьми останется без жилья. Всего же в Красноярский край хотели бы переехать семь семей, есть желающие переселиться поближе к родственникам в Краснодарский край, а проживающий в Кеуле подполковник в отставке Владимир Петраков хотел бы направиться в Кемерово. Руководитель инициативной группы Тамара Бобыльская подчеркнула, что это «вопросы, касающиеся отдельных семей, а не всей массы» переселенцев. 

Есть, впрочем, и претензии, исходящие от значительного числа людей. Например, около 150 человек требуют жильё с балконами, которые можно было бы использовать вместо привычных в сельской местности сараев и других хозяйственных построек, однако это не предусмотрено проектом домов в Братске и Усть-Илимске (а в «Луговом» ими оснастят только часть квартир). Многих не устраивает площадка для жилья в Усть-Илимске, вблизи которой расположено болото. Впрочем, начальник управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике Юрий Сюсин заявил, что оно находится в 300–500 м от домов, а Парьев сообщил, что не увидел его во время поездки в Усть-Илимский район, однако добавил, что его можно будет осушить. 

Некоторых не устраивает норма областного закона о подготовке части территории региона к затоплению, по которой на одного человека полагается 33 кв. м жилплощади. «У нас есть труженица тыла, которой когда-то совхоз за хорошую работу дал дом в 80 или 90 «квадратов», а она получает только 33, потому что у неё муж умер и она осталась одна, – возмутилась Бобыльская. – Есть те, у кого 80 «квадратов», а они на двоих получат 42. Их не масса, для этого не нужны миллиардные затраты. Нужно индивидуально подойти к каждому человеку». Сложность есть и в переселении так называемых сложных семей, в которых дети, уже успевшие обзавестись собственной семьёй, продолжают жить с родителями. По словам руководителя инициативной группы кеульчан, эти проблемы можно было бы решить введением жилищных сертификатов. Однако первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков напомнил, что против этой меры социальной поддержки выступило Министерство регионального развития РФ, в чьём ведении находится финансирование подготовки ложа из федерального бюджета. «Средства должны быть направлены на капитальное строительство, мы будем отчитываться за квадратные метры, – подчеркнул он. – И не только перед Минрегионом – за этим тщательно следит и прокуратура. Но мы не против обменов и думаем, как бы сделать так, чтобы у вас было право если не в тот же день, то через минимальный промежуток времени переехать туда, куда вы желаете». 

Одна проблема из списка 

Дмитрий Мезенцев, в свою очередь, предложил, как удовлетворить другие претензии, выдвигаемые переселенцами. В частности, он поручил рассмотреть возможность выделить землю для подсобного хозяйства и хозблоков в «Луговом», Братске и Усть-Илимске. Кроме того, в последнем городе необходимо осушить болота, расположенные вблизи строящихся домов для переселенцев. Однако этим список проблем, которые предстоит решить региональным властям, не ограничивается. По предварительному сетевому графику подготовки ложа водохранилища все работы, связанные с охраной окружающей среды при его расчистке,  необходимо завершить к ноябрю. Сложность заключается в том, что для получения необходимых средств из федерального бюджета нужно заключение Главгосэкспертизы на актуализированный технический проект ложа, а ведомство готово выдать его в том случае, если законодательно будет определён не установленный до сих пор заказчик работ. Однако заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова надеется, что все работы будут выполнены в срок. Она уверена, что заполнять ложе без них не будут, поскольку это является отклонением от проекта. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры