издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За Иркутском – долг памяти

  • Автор: Надежда РУДЕНКО, ветеран 9-й штурмовой авиационной дивизии военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота

Хочу напомнить: 10 мая 2006 года на первой полосе «Восточки» была опубликована статья журналиста Александра Антоненко, озаглавленная «Город вспомнил героя». Вот несколько строк из неё: «Недолго осталось ждать, когда в сквере у железнодорожного лицея N42 засверкает бронзой бюст уроженца Иркутска, дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Николая Васильевича Челнокова. Вчера в присутствии ветеранов Великой Отечественной войны, руководителей городской и областной администраций, школьников, представителей общественности Иркутска состоялась торжественная церемония закладки камня на месте сооружения бюста».

Информация об этом событии тогда прозвучала по Радио России. И на неё откликнулись знавшие военного лётчика-героя ветераны из Петербурга, Ейска, Калининграда. 

И вот минуло шесть лет. Как это часто у нас водится, помитинговали и забыли. Решение того торжественного митинга есть, а бюста нет. Хотя согласно положению бюсты дважды Героям Советского Союза должны устанавливаться там, где они родились. Николай Васильевич Челноков родился в Иркутске. И был он на Балтике в годы Великой Отечественной войны одним из самых известных: ему подчинялись все типы отечественных самолётов, и он всю жизнь связал с авиацией. Пройдя строгую медкомиссию в 1926 году, был зачислен курсантом лётной школы; работал лётчиком-ин-структором в Ейске; первую свою на-граду – Знак Почёта —  получил в 1936-м, как было сказано, «за самоотверженный труд по подготовке лётного состава».

Ещё через два года Николай Челноков  добивается назначения в воинскую часть и уезжает на Балтику в только что сформированный первый минно-торпедный полк, оснащённый самолётами ДБ-3. За войну с белофиннами он награждён орденом Боевого Красного Знамени. А Великую Отечественную встретил на боевом дежурстве. И ему как лётчику высокой квалификации было поручено освоение грозной отечественной боевой машины – штурмовика ИЛ-2.  На нём Николай Васильевич Челноков воевал под Ленинградом. И воевал в полную силу, за что и был удостоен звания 

Героя Советского Союза.

После прорыва блокады, уже летом 1943 года, его боевой маршрут изменился: будучи командиром штурмового авиаполка, Герой Советского Союза Н.В. Челноков сражается в небе над Крымом, освобождая его от захватчиков. Лётчики его авиаполка в составе Черноморского флота совершили более двух тысяч боевых вылетов. Ну а затем боевой путь вновь привёл на Балтику. В августе 1944 года полковник Челноков  второй раз награждается Золотой Звездой Героя Советского Союза. И он, уже командуя 9-й штурмовой авиадивизией, освобождает не только Прибалтику, но и Польшу и острова Финского залива, круша укрепления противника под Данцигом и Кёнигсбергом. 

После победы Н.В. Челноков закончил Академию Генерального штаба, работал в центральном аппарате Военно-Морского Флота, был депутатом Верховного Совета СССР.

Его бюсты установлены в парке Победы Петербурга и в зале героев-балтийцев Военно-Морского музея этого города-героя. Но вот в Иркутске бюста Николая Васильевича Челнокова нет. Обещания, данные на митинге, посвящённом его памяти  шесть лет тому назад, не воплотились в дело. У Иркутска так и остался долг перед человеком-легендой, навсегда связавшим свою жизнь с отечественной авиацией.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры