Алло, гараж!
Один квадратный метр площади в стандартном иркутском гараже сегодня продаётся почти по той же цене, что и в квартире в новостройке. При этом на рынке сложилась парадоксальная ситуация: предложения по продаже гаражей единичны, но всё равно превышают спрос. В то же время одним из самых высоколиквидных видов нежилой недвижимости в Иркутске сегодня стали парковочные места в новых жилых комплексах, стоимость одного квадратного метра в которых нередко превышает 100 тыс. рублей. Прицениться к гаражам и понять, в чём причина возникшего ценового перекоса, попробовала Татьяна ПОСТНИКОВА.
Продам дорого
Сегодня в Иркутске насчитывается около полусотни гаражных кооперативов, в каждом из которых десятки и даже сотни стандартных гаражей площадью 18 кв. метров, с железными либо деревянными дверями, замком, иногда с подвалом или смотровой ямой. Время от времени на дверях гаражей появляются объявления о продаже. Впрочем, как говорят сотрудники самих кооперативов, случается это довольно редко. Не чаще появляются и предложения об аренде гаража. К примеру, в кооперативе №10, расположенном недалеко от остановки «Посёлок Энергетиков», из 522 гаражей сейчас в аренду предлагается всего один. Его владелец Анатолий рассказывает, что хотел бы сдать свою недвижимость на долгий срок и желательно хорошим людям. «А не на два-три месяца, как это часто бывает, потому что когда с человеком свыкнешься — лучше», — объясняет он. Аренда —3 тыс. рублей в месяц. Рядом охрана, так что, по его словам, гараж можно даже не закрывать. Продавать его он пока не собирается: гараж не в собственности, а заняться оформлением документов нет времени.
Впрочем, более типичная ситуация – это когда собственник гаража всё-таки выставляет его на продажу. Владелец одного из таких объектов в кооперативе №102 по улице Лызина Николай рассказывает, что первоначально собирался продавать гараж за 500 тыс. рублей. Но затем из-за срочности снизил стоимость до 430–420 тыс. рублей. То есть стоимость одного квадратного метра в нём 23 тыс. рублей. Как объяснил «М2» риэлтор агентства недвижимости «Абсолют» Владимир, для центра города это довольно выгодная цена, так как средняя стоимость подобного объекта в Октябрьском и Свердловском районах будет составлять 500–550 тыс. рублей, то есть 27–30 тыс. рублей за квадратный метр. Хотя есть предложения и по 800–850 тыс. рублей. Но чаще в этом случае речь идёт о продаже тёплого бокса с автоматическими воротами и большей площади, который может вместить две машины.
— Найти гараж за 300–350 тысяч рублей сегодня можно разве что где-нибудь на окраинах города или, к примеру, в Ново-Ленино, в районе объездной дороги, — рассказывает собеседник «М2». Предложений дешевле, по его словам, на рынке сегодня просто нет. В некоторых частях города ситуация складывается вообще парадоксальная, как, например, в районе Академгородка, где почти нет гаражных кооперативов. Поэтому любые гаражи стоят дорого. В результате даже самый обычный объект, состоящий из трёх бетонных стен и обычной железной двери, может стоить не менее 500–600 тыс. рублей. «Причём в этом случае на его стоимость не влияет, какая у него дверь – железная или деревянная, есть ли сигнализация, надёжный замок, подвал или утепление. Цена всё равно достаточно постоянная и держится на высоком уровне», — объясняет Владимир.
Предложений нет
В агентствах недвижимости города «М2» рассказали, что иметь дело с предложениями по продаже гаражей им приходится нечасто: в месяц в продаже появляется не больше одного-двух объектов. При этом, как говорят специалисты агентства недвижимости «Приангарье», даже несмотря на такой дефицит предложений, желающих купить гараж ещё меньше. «Поэтому сложилась парадоксальная для рынка недвижимости ситуация, когда предложение превышает спрос. Однако цены всё равно держатся на достаточно высоком уровне», — объяснили в агентстве недвижимости «Приангарье».
Ещё меньше сегодня в городе предложений по продаже парковочных мест. Впрочем, как говорит специалист риэлторско-юридической компании «Инвест-Недвижимость» Ярослав, связано это с общим дефицитом современных паркингов в городе. Подземные парковки сегодня имеют единицы жилых комплексов, поэтому там всё в основном раскуплено и что-то новое появляется редко. При этом стоимость этих немногочисленных объектов, вы-ставляемых на продажу, поражает воображение. В качестве примера собеседник «М2» привёл предложение о продаже парковочного места в жилом комплексе по улице Александра Невского стоимостью 900 тыс. рублей. «По сути, там продаётся площадка под то, чтобы ставить машину, 6 квадратных метров», — говорит Ярослав. То есть стоимость одного квадратного метра на такой парковке 150 тыс. рублей.
Причём 150 тыс. рублей за квадратный метр парковки, по словам риэлторов, отнюдь не предел. Так, в центре Свердловского района, который сегодня активно застраивается, предложения о продаже парковочных мест достигают 1-1,2 млн. рублей за место. «И люди покупают», — констатирует Владимир из агентства недвижимости «Абсолют».
В долг не берут
Интересно, что низкий спрос на гаражи и парковочные места в Иркутске связан не только с их высокой стоимо-стью. Так, в банках говорят, что действующие у них кредитные программы на покупку гаража активным спросом тоже не пользуются. По данным Байкальского банка Сбербанка РФ, за прошлый год на территории области ими было выдано всего 14 кредитов на общую сумму чуть больше 6 млн. рублей (средняя сумма одного кредита 428,5 тыс. рублей. — «М2»). За первый квартал 2012 года банк выдал два кредита на общую сумму 764 тыс. рублей. Средний срок, на который оформляется заём на приобретение гаража, по данным Сбербанка, составляет 10 лет. В ВТБ24, где также есть программа кредитования на покупку гаража, срок составляет 7–10 лет, а средняя сумма — 500–700 тыс. руб.
Похожая статистика и у других банков, имеющих программы кредитования покупки подобных объектов. Сложность, по словам начальника отдела ипотечного кредитования банка ВТБ24 в Иркутске Евгении Кручининой, в том, что по всем этим программам есть ряд требований к гаражам.
— К сожалению, в Иркутске рынок гаражей на 90–95% не удовлетворяет требованиям банков, — объясняет она. — В основном гаражный фонд в городе представлен старыми гаражами, порой даже и не узаконенными, а новые часто оформлены как «стояночные места», то есть на них есть документы, удостоверяющие право собственности на долю. А по условиям кредитования нашего банка доли мы кредитовать не можем.
Именно поэтому чаще желающие приобрести гараж на заёмные средства используют для этого потребительские кредиты. Однако данных о том, столько таких кредитов ежегодно выдаётся на эти цели в Иркутске, нет. «Поскольку при получении потребительского кредита от заёмщика не требуется подтверждение расходов заёмных средств», — объясняют специалисты банков.