Формула будущего Ксении Соколовой
Призёр Балтийского научно-инженерного конкурса поделилась своими планами
Ученица лицея № 2 Ксения Соколова получила известность благодаря своей научной работе, посвящённой скольжению по льду и полиэтилену. В течение года она работала над ней в лицейской лаборатории нанотехнологий. Сейчас научная деятельность Ксении связана с изучением свойств полиэтилена. Научные работы девушки высоко оценили на Балтийском научно-инженерном конкурсе и олимпиаде по нанотехнологиям, которая в шестой раз проходила в Москве. О том, что сейчас является самым главным в её жизни, в каком вузе и на каком факультете мечтает учиться девушка и кем бы ей хотелось стать в будущем, читайте в нашем материале.
«Знала, что нано – это 10 в минус девятой степени»
Ещё четыре года назад Ксения Соколова даже не думала о нанотехнологиях. Она жила в Ангарске, училась в самой обычной школе, профессионально занималась спортивными бальными танцами, ходила в музыкальную школу, играла на гитаре и фортепьяно. Всё изменилось, когда она успешно сдала пробные экзамены в иркутский лицей №2 после прохождения дополнительных подготовительных курсов. Тогда вся семья приняла решение переехать в Иркутск. «Родителям пришлось искать новую работу, решать вопросы с жильём, – рассказала Ксения. – Я очень благодарна им за то, что они так много сделали для меня».
Для некоторых ангарских одноклассников девушки то, что она поступила в иркутский лицей, стало настоящим шоком. «Многим хотелось бы учиться в Иркутске, но не все могут это сделать, – пояснила девушка. – Из-за учёбы мне пришлось отказаться от спортивных бальных танцев, несмотря на то что в своё время у меня были титул чемпионки Иркутской области и перспективы дальнейшего роста».
На смену танцам пришли занятия в лаборатории нанотехнологий лицея №2, которая появилась благодаря директору образовательного учреждения Виталию Фёдоровичу Арабчуку. Заниматься в лаборатории Ксения и её одноклассник Даниил Козлов начали также по рекомендации директора. «Придя на первое занятие в лабораторию, я знала только то, что нано – это 10 в минус девятой степени, – вспоминает ученица 11-го физико-математического класса. – Сначала было много непонятных слов: фуллерены, нанотрубки. После преподаватель Михаил Юрьевич Просекин сказал нам: «Я знаю, что сейчас для вас много непонятного, но обязательно приходите в следующий раз». Мы пришли». Сейчас для Ксении неизвестных слов почти нет, она увлечённо рассказывает о фракталах, полимерах, рассеивании света, эффекте лотоса и о нанотехнологиях в целом.
В данный момент в лаборатории есть всё необходимое для работы: современные компьютеры и микроскопы, но самым главным является дружественная атмосфера. «Михаил Юрьевич сам постепенно «двигал» нас к нашим темам, подсказывая что-то в нужный момент и давая советы, – вспоминает Ксения. – Работа, которой я занималась в прошлом году, была посвящена причинам скольжения по льду и полиэтилену. В нынешнем году я продолжаю это исследование, но в другом ключе: изучаю, как можно улучшить свойства полиэтилена, упорядочить структуру полимерных нитей и определить по второстепенным данным, какой из полимеров прочнее и кристалличнее. Кроме того, уже сейчас по косвенным признакам я могу сказать, при какой температуре и давлении был изготовлен тот или иной полиэтилен. В перспективе мне хотелось бы познакомиться с процессом производства этого материала, а также попытаться совместить его с другими полимерами».
Ученики лицея №2 Ксения Соколова, Даниил Козлов, Екатерина Холодилова и Мария Малютина успешно выступили на Всероссийском интеллектуальном форуме – олимпиаде по нанотехнологиям, которая проводится уже шестой раз. Итоги были подведены 25 марта в Москве. Ксения стала призёром конкурса проектных работ и получила в подарок электронную книгу. «Первый тур олимпиады проводился в Интернете, – рассказала девушка. – Раньше я была уверена, что во всемирной паутине можно найти практически всё. Оказалось, что это не так. Чтобы решить задание, нужно было, например, взять книгу по химии, найти там небольшой кусок, самому додуматься до определённой формулы. Были такие участники, которые, увидев задания следующего, очного тура, уходили. А нужно было сидеть и думать. У меня склад ума не олимпиадницы, я пытаюсь мыслить определённо, увлекаюсь больше работами, научной деятельностью. Необычные задания олимпиады меня очень удивили, я получила большой опыт в их решении, а по научной работе заняла призовое место».
«Хочу учиться в МГУ»
Уже сейчас иркутские одиннадцати-классники начали активно готовиться к ЕГЭ. Девушка отмечает, что в этом экзамене есть свои плюсы и минусы. К первым относится то, что теперь можно по-ступить в столичный вуз, не выезжая за пределы родного города. К минусам – то, что вступительное испытание по американской системе «заставляет всех думать одинаково». Немаловажным является и то, что задолго до выпуска ребятам необходимо определиться, куда они будут по-ступать, фактически расписать программу своей будущей жизни. Не все могут принять такое решение в юном возрасте.
Сама Ксения помимо обязательных русского языка и математики выбрала физику и химию, она планирует поступать в МГУ, правда, с факультетом пока не определилась. «У меня есть три варианта: физический факультет, механико-математический или факультет наук о материалах (ФНМ). Чтобы поступить на этот факультет, нужно сдавать на ЕГЭ физику и химию, дополнительно в самом вузе сдаётся вступительный экзамен – физика, – рассказала девушка. – На физический факультет поступают 200 человек, в то время как на факультет наук о материалах всего 25. Это значит, что почти с каждым студентом преподаватель сможет работать в аудитории индивидуально».
Девушка не боится ехать в Москву, ведь в этом городе она была уже несколько раз. Например, дважды принимала участие в олимпиаде по нанотехнологиям, которую проводит старейший российский вуз. «Оба раза мы жили в общежитии МГУ, – вспоминает наша собеседница. – Атмосфера в комнате спартанская: кровать, шкаф, стол и стул, зато она как нельзя лучше настраивает на учёбу. Чтобы пойти прогуляться, нужно будет пройти через огромный корпус МГУ и ещё минут 25 потратить на то, чтобы выйти с территории вуза. По сути, это мини-город в городе». Девушка уверена: жизнь в столице для неё станет переходом на новый уровень не только в профессиональном, но и в личном плане: «Мне хотелось бы не зависеть от родителей материально и начать самой полно-стью обеспечивать себя».
В будущем Ксения планирует связать свою жизнь с наукой, при этом ей бы не хотелось обрывать связи с Иркутском. «Я хотела бы вернуться, чтобы помогать иркутским школьникам наладить связи со столицей, где есть более современное оборудование для исследований, в учёбе используются современные подходы, – рассказала девушка. – На мой взгляд, в системе образования есть что изменить к лучшему. К каждому ученику нужен индивидуальный подход, что позволит ему раскрыться. Ведь я начала заниматься нанотехнологиями потому, что за меня взялся преподаватель, направил в нужное русло, дал тему для работы. Думаю, что некоторые предметы первый и четвёртый класс могут изучать вместе, также как, например, восьмой и одиннадцатый. Ведь не только младшие могут учиться у старших, малыши сами способны многому научить».
«Я удалилась от социальных сетей»
Если с наукой по каким-то причинам связать свою жизнь не получится, Ксения может не волноваться. Ведь у неё есть диплом не только музыкальной, но и художественной школы. В неё она поступила после переезда в Иркутск. «Ходила на занятия для себя, в 9-м классе было сложно совмещать художественную школу с учёбой, но я всё-таки её окончила». Сейчас в жизни Ксении два приоритета – единый госэкзамен и научная деятельность. «Я удалилась от всех социальных сетей и поняла, сколько свободного времени у меня появилось, – поделилась девушка. – Сейчас я успеваю и поиграть с сестрой, и сводить её в театр, провести время с родителями, ведь это лучше всяких социальных сетей».
Три года назад в семье Соколовых появилась ещё одна девочка – Маша. «Она очень умная, – рассказывает о младшей сестрёнке Ксения. – Сначала мы всей семьёй «загружали» её стихотворениями, зато теперь словарный запас Маши просто поражает: на одно слово она даёт не-сколько определений. Например, прошла девочка, а сестра говорит про неё: «Красивая, добрая, милая», и так далее. Маша посещает дополнительные развивающие занятия по математике и английскому языку, ходит на танцы, рисование, читает слова до пяти букв, хорошо считает. Когда она подрастёт, мне бы хотелось, чтобы она, как и я, занялась нанотехнологиями, где собраны все науки в целом. Этот предмет отлично развивает кругозор. Я это точно знаю».