Юбилей первого куба
17 апреля 1982 года Канада официально стала полностью независимой от Великобритании, а в Советском Союзе проходил всеобщий Ленинский коммунистический субботник. Однако для гидроэнергетиков эта дата примечательна другим – в этот день в торжественной обстановке был уложен первый кубометр бетона в основные сооружения Богучанской ГЭС. «Сибирский энергетик» решил вспомнить исторические моменты строительства четвёртой ГЭС Ангарского каскада, растянувшегося на три десятка лет.
17 апреля 1982 года Канада официально стала полностью независимой от Великобритании, а в Советском Союзе проходил всеобщий Ленинский коммунистический субботник. Однако для гидроэнергетиков эта дата примечательна другим – в этот день в торжественной обстановке был уложен первый кубометр бетона в основные сооружения Богучанской ГЭС. «Сибирский энергетик» решил вспомнить исторические моменты строительства четвёртой ГЭС Ангарского каскада, растянувшегося на три десятка лет.
История Богучанской ГЭС берёт своё начало в шестидесятых (хотя сама идея её строительства впервые прозвучала в тридцатые годы). Уже шесть лет на полную мощность работала Иркутская ГЭС, был уложен последний кубометр бетона в тело плотины Братской ГЭС, прошёл год с начала строительства Усть-Илимской ГЭС, когда 26 декабря 1964 года по решению Государственной экспертной комиссии Госплана СССР приступили к составлению проектного задания для новой станции. Работы разделили на два этапа: сначала нужно было определить створ и отметку нормального подпорного уровня, разработать технико-экономическое обоснование строительства, а затем непосредственно спроектировать ГЭС.
Место в Кодинском створе, что в 444 км от устья Ангары и на 367 км ниже по течению Усть-Илимской ГЭС, где должна была разместиться новая станция, официально впервые назвали в октябре 1968 года, когда результаты первого этапа рассмотрел Главтехстройпроект, а через четыре дня утвердило Министерство энергетики и электрификации СССР. В феврале 1969 года материалы утвердил Госплан, чуть позднее была дана команда на разработку проекта. А 1 февраля 1971 года вышло постановление Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971–1980 годах производительных сил Красноярского края». В нём шла речь о строительстве «мощных электростанций», использующих «высокоэффективные гидроэнергетические ресурсы рек Енисея и Ангары и угли Канско-Ачинского бассейна, и создании на их основе крупнейшей базы электроэнергетики и электроёмких производств».
Строительство Богучанской ГЭС, включённой в этот список, было намечено на 1976–1980 годы. Подготовка к нему началась осенью 1974 года, когда на место Кодинской заимки прибыл первый отряд из 46 строителей, разбивших временный посёлок, которому в будущем предстояло стать городом и административным центром Кежемского района Красноярского края. А в 1975 году начали прокладывать подъездную автодорогу по маршруту Седаново – Богучанская ГЭС. Технический проект станции был утверждён позднее, 7 декабря 1979 года. Согласно ему установленная мощность БоГЭС с девятью гидроагрегатами по 333 МВт каждый должна была составить 3 ГВт, среднемноголетняя выработка электроэнергии – 17,6 млрд. кВт-ч. При этом предусматривалась установка ещё трёх генераторов, что увеличило бы мощность ГЭС до 4 ГВт. Водохранилище предполагалось заполнить до отметки 208 м. Сметная стоимость Богучанской ГЭС оценивалась в 1,742 млрд. рублей, из них 419,1 млн. ушло бы на подготовку водохранилища. Потребителями электроэнергии, вырабатываемой станцией, согласно постановлению Совмина СССР, должны были стать предприятия деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и микробиологической промышленности, технико-экономическое обоснование строительства которых в 1980-1981 годах должны были подготовить Минлеспром, Минбумпром и Главмикробиопром СССР.
Лопата Гагарина и «наймушинские» часы
К работам на основных сооружениях стройки, уже объявленной Всесоюзной ударной комсомольской, приступили 18 июня 1980 года – в этот день был вынут грунт из котлована. А 17 апреля 1982 года в основные сооружения Богучанской ГЭС был уложен первый куб бетона. Газеты, в частности «Восточно-Сибирская правда», объяснили выбор даты так: «Такова добрая традиция советского народа – к годовщине со дня рождения В.И. Ленина приурочивать самые важные, этапные события в жизни страны, её трудовых коллективов». Конечно, день рождения вождя Октябрьской революции был 22 апреля, однако пятью днями ранее по всему Союзу проходил Ленинский коммунистический субботник – событие, считавшееся торжественным. Немудрено, что к нему и приурочили важную дату.
Этот день в жизни ударной комсомольской стройки описывают по-разному. Современное «Советское Приангарье» пишет про тёплую погоду, тогда как побывавший на месте журналист «Восточки» – о том, что «зябнут руки и щёки – с Ангары дует хиус, злой, колючий. Хотя и ярко брызжет солнце, но вокруг ещё снег и лёд». Однако в именах и фамилиях действующих лиц расхождений нет. Право участвовать в укладке бетона получили 15 строителей, признанных лучшими по итогам начавшейся осенью 1982 года 26-недельной ударной трудовой вахты.
Площадку в «котловане, своими размерами превышающем усть-илимский и братский», на которой непосредственно укладывали бетон, расчищал «лучший экскаваторщик, строитель Братской и Усть-Илимской ГЭС» Игорь Чефранов. Бетонный блок подготовила комплексная бригада под руководством Шаповалова (в старых газетах упоминаются лишь его инициалы – Е. И.), который закладывал фундамент Чирейской ГЭС и участвовал в сооружении Константиновского гидроузла. «На гребне берега появляется колонна самосвалов, во главе её машина Владимира Мордвинова, молодого симпатичного парня, – пишет «Восточно-Сибирская правда». – Он смущается от атакующих его репортёров – не привык к такому вниманию».
Водителем «МАЗа», который доставил тот самый символический первый кубометр бетона на стройплощадку, был работник автоколонны № 1 автотранспортного цеха ОАО «Богучанская ГЭС» Георгий Чупров. «В тот день мою машину украсили плакатами, разными лозунгами, и я довёл её до трибуны, – приводит его воспоминания «Вестник РусГидро». – Там за руль сел мой напарник Валерий Ларин, он был коммунист, поэтому ему и доверили это дело. Ларин отвёз бетон, вывалил на месте и вернул мне машину».
В этот момент «знатный бригадир», Герой Социалистического Труда Валерий Позняков передал Шаповалову лопату Юрия Гагарина – ту самую, которой 25 сентября 1963 года первый побывавший в космосе человек укладывал бетон на Красноярской ГЭС. «Взявшись за руки, бригадиры передали друг другу «космическую трудовую эстафету строек», – продолжается репортаж «ВСП». Начальник строительства БоГЭС Игорь Михайлов отдал команду к подаче бетона, «вздыбился кузов самосвала, на котором были начертаны слова «Даёшь Богучаны!». По знаку стропальщика Александра Неволина крановщик Владимир Широков опустил бадью, которую принимала комплексная бригада Василия Куликова, собранная из тех, кто имел опыт строительства ГЭС и выиграл соцсоревнование. Бетон, в который посыпались монеты собравшихся на торжественный митинг, укладывали непосредственно Куликов, Владимир Подосенов, Леонид и Михаил Решетниковы, Юрий Задворный. По традиции, красивым жестом заложенной когда-то начальником Братскгэсстроя Иваном Наймушиным, главный инженер стройки Иван Кованов снял наручные часы и бросил их в раствор. Потом туда опустили капсулу с посланием потомкам. «В предстоящие смены бригаде нужно было принять 180 кубометров, – этими словами заканчивается статья в номере «ВСП» от 22 апреля 1982 года. – В этот день строители приняли новые, очень высокие обязательства: в текущем году уложить 30 тысяч кубометров бетона, в 1984 году перекрыть Ангару, а к 70-летию Великого Октября пустить в эксплуатацию первые агрегаты».
Постсоветское возрождение
Так сложились обстоятельства, что Ангара была перекрыта только 25 октября 1987 года (если считать по старому стилю, в этот день и произошла Великая Октябрьская революция). В дальнейшем запуск БоГЭС неоднократно переносили, а после распада СССР стало не до привычных в советское время мегапроектов: в 1992 году строительство и вовсе прекратили. Тем не менее 26 марта 1994 года правительство РФ издало распоряжение, предусматривающее запуск первых двух гидроагрегатов в 1997 году. Министерству экономики и Министерству топлива и энергетики вместе с РАО ЕЭС, министерствами финансов и внешних экономически связей, администрацией Красноярского края было предписано «ежегодно определять объёмы финансирования строительства Богучанской ГЭС, имея в виду привлечение средств федерального бюджета, средств Красноярского края, акционерных обществ энергетики и электрификации, других предприятий и организаций независимо от форм собственности, целевых кредитов российских и иностранных юридических лиц, а также валютных средств, получаемых от экспорта товаров и используемых для погашения кредитов иностранных юридических лиц».
Планам по запуску станции в 1997 году, в свою очередь, тоже не суждено было сбыться – изыскать необходимые деньги не удалось. Проект, наверное, забросили бы, однако в 2005 году нашлись инвесторы, готовые реанимировать стройку – ОАО «РусГидро» и ОК «РУСАЛ». В рамках учреждённого на паритетных началах Богучанского энергометаллургического объединения первая компания бралась за достройку станции, вторая – за строительство нового алюминиевого завода. А в ноябре 2006 года российское правительство утвердило перечень проектов, реализуемых при государственной поддержке за счёт средств Инвестиционного фонда РФ, в который входил рассчитанный на 2006–2015 годы проект комплексного развития Нижнего Приангарья. Он предусматривал достройку Богучанской ГЭС мощностью
3 ГВт с запуском первых гидроагрегатов в декабре 2009 года для дальнейшего развития промышленности Красноярского края. Сроки пуска станции позднее были перенесены на год, а потом сдвинуты на первый квартал 2012 года. В феврале нынешнего года было заявлено о том, что сооружения БоГЭС готовы к заполнению водохранилища станции до промежуточной отметки 185 м. Однако затопление пока не начато – правительство Красноярского края и Министерство культуры РФ не согласовали всю необходимую разрешительную документацию. Тем не менее сейчас идёт речь о запуске первых трёх гидроагрегатов либо в декабре нынешнего года, либо в начале следующего.