Скидок не ожидается
Минфин раскритиковал инициативу Минэнерго о предоставлении дополнительных скидок для нефтяников
Ещё одним камнем преткновения Минэнерго и Минфина стал новый механизм предоставления нефтяным компаниям льгот по экспортной пошлине, проект которого представил Минэнерго на заседании круглого стола по налогам форума «ТЭК России в XXI веке».
Заместитель главы департамента по нефти и нефтепереработке Мин-энерго Алексей Сазанов сообщил, что его ведомство знает, как выполнить поручение правительства по стимулированию нефтяников к разработке низкорентабельных месторождений — через предоставление им скидки на ставку экспортной пошлины, пишет «Коммерсант». По замыслу Минэнерго, просить льготу по экспортной пошлине нефтяники могут для любого малоэффективного (с рентабельностью ниже 16%) проекта. Для этого компании должны будут предоставить межведомственной комиссии три документа: технологический проект освоения месторождения, аудиторское заключение об уже понесённых затратах и «жёстко увязанный» с технологической схемой разработки месторождения анализ будущих инвестиций (его будут готовить независимые эксперты). Вносить изменения в эту схему компании в дальнейшем не смогут.
Капитальные затраты, по словам представителя Минэнерго, могут быть пересмотрены только один раз – с опорой на технологическую схему. «Мы пытаемся простимулировать компании изначально готовить максимально честную техсхему. Ведь потом у них не будет возможности её пересмотреть», – сказал Алексей Сазанов. Документы на предоставление льгот будут выноситься на рассмотрение специальной комиссии, в которую войдут представители четырёх профильных ведомств: Минэнерго, Минфина, Минэкономики и Минпромторга. «Вопрос, кто будет принимать окончательное решение о предоставлении льгот, пока прорабатывается»,— пояснил господин Сазанов.
Минфину, за которым закреплено право решающего голоса в вопросах налоговых льгот, наработки коллег не понравились. «Методика приведёт к индивидуальному установлению налогов на непонятных принципах», – сказал глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. По его словам, у ведомств не хватит квалифицированных кадров для проверки и анализа данных, которые будут поступать от нефтяных компаний. «Мой опыт подсказывает, что не существует условий, при которых государство может квалифицированно оценить адекватность затрат на реализацию проектов, даже уже совершённых», – сказал Илья Трунин.
Кроме того, Минфин в принципе не устраивает ситуация, когда льготы сможет требовать любая нефтекомпания. «Меня пугает, что эта методика открыта для всех. Обращений за льготами, по которым надо будет либо отказывать, либо потом мониторить их реализацию, будет очень много. Это создаст ещё большую нагрузку как для тех, кто принимает решение, так и для тех, кто мониторит», – отметил представитель Минфина. По его словам, более предпочтительным решением было бы создание универсальной налоговой и инвестиционной среды. К примеру, отметил Илья Трунин, непонятен смысл ограничений на доступ к лицензионным участкам на шельфе. «Государство должно объявить правила игры, и инвесторы должны решить, будут ли они участвовать в этих проектах на таких условиях. Если не будут, государство поймёт, что где-то ошиблось, и что-то скорректирует», – отметил глава департамента.
Представители нефтяных компаний, присутствовавшие на заседании круглого стола («Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, Роснефть), к идеям профильного ведомства отнеслись более благосклонно. Для них предложенная методика выглядит более предпочтительной в сравнении с действующей системой. Напомним, сейчас льготы по нефтяной экспортной пошлине есть, но их объём весьма невелик. Кроме базовой ставки (с 1 апреля 2012 года — $460,7 за тонну), есть лишь одна льготная ставка (сейчас $241,5 за тонну), которая предоставляется отдельным месторождениям Восточной Сибири и шельфа Каспия.