Потенциальная угроза
Иркутская область встречает возможные паводки во всеоружии
На сибирских реках уже начал разрушаться лёд. Это значит, что близится опасная пора – паводок. Определяющим фактором теперь будет метеорологический. Другими словами, затопит нас или нет, будет зависеть от того, сколько дождей пройдёт в конце апреля – начале мая. На- сколько область готова к паводкам, в минувший вторник обсуждала комиссия по чрезвычайным ситуациям под руководством губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева.
Зима нынче выдалась «неровная», с резкими перепадами температур. Кроме того, холода установились поздно. Ноябрь и декабрь стояли тёплые, потому и ледостав прошёл на 10 дней позже срока, а толщина льда оказалась на 5–20 сантиметров ниже нормы. К 10 апреля уже началось разрушение льда. Снегозапасы в верховьях Лены ниже нормы и составляют 66%. В горной части бассейна реки Бирюсы, одной из самых сложных и опасных в паводковый период, запасы снега и вовсе самые низкие за всё время наблюдений. Они составили лишь 41% от нормы. Большие снегозапасы имеются в равнинной части бассейнов рек южных, центральных и западных районов области.
– Учитывая сложившуюся ситуацию, определяющим фактором во время паводка будут метеорологические условия второй половины апреля и мая, – сообщил руководитель Иркутского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Леонид Проховник.
Ожидается, что среднемесячная температура апреля будет соответствовать норме и превысит её на один градус лишь местами в западных, северо-западных и северных районах. Количество осадков предполагается меньше среднего. А вот в мае средняя температура будет на один градус выше нормы на большей части территории области и на 2-3 градуса – в северных районах.
– Это, кстати говоря, неблагоприятный прогноз для распространения лесных пожаров, – подчеркнул Леонид Проховник.
Вскрытие притоков рек Ангары и Лены ожидается на 1–3 дня раньше нормы. Освобождение ото льда Нижней Тунгуски, по прогнозам, начнётся в конце первой декады мая и завершится в начале второй декады мая.
На реках Оке и Ие ввиду больших снегозапасов подъём воды ожидается на 20–50 сантиметров выше среднего, на реках Бирюсе и Тунгуске – на 20–60 сантиметров ниже нормы, на остальных реках – около нормы. При нормальных условиях развития паводка потенциально опасным Леонид Проховник назвал участок реки Киренги в районе Казачинска. Но в случае неблагоприятных метеоусловий, то есть сильных дождей либо при возникновении заторов на реках, превышение критических отметок может возникнуть на реках Ие, Нижней Тунгуске, Лене в районе Качуга, Усть-Кута, Киренска, Жигалова.
Основной угрозой специалисты называют возникновение заторов. На карте обозначены 40 потенциально опасных в этом плане участков. Но список не является исчерпывающим, в ходе вскрытия рек могут возникнуть и новые опасные точки.
Как доложил заместитель начальника ГУ МЧС России по Иркутской области Евгений Гоголев, в регионе созданы восемь оперативных групп КЧС правительства Иркутской области. Они уже переправлены на места – в Тайшетский, Чунский, Жигаловский, Качугский, Казачинско-Ленский, Усть-Кутский, Киренский и Катангский районы. На борьбу с паводком готовы бросить 3858 человек, 1150 единиц техники, в том числе два вертолёта Ми-8.
В муниципальных образованиях региона подготовлено 90 пунктов, которые могут в случае необходимости принять эвакуированных людей. На проведение противопаводковых мероприятий в 2012 году из регионального бюджета будет направлено 13,6 млн. рублей. Из них 5,7 млн. предназначены на проведение гидрологических обследований с помощью авиации, 7,6 млн. – на закупку, хранение, доставку взрывчатых материалов и подрывные работы, 200 тыс. – на снегомерные работы.
А пока в регионе ликвидируются ледовые переправы. Уже закрыты четыре переправы в Тайшетском районе, одна – в Жигаловском. Для ослабления ледовых полей проводится специальная обработка – чернение и пиление ледяных покровов – в Жигаловском, Мамско-Чуйском, Нижнеудинском, Качугском, Катангском и Тайшетском районах.
– Депутаты районных парламентов, равно как и депутаты Законодательного Собрания области, безусловно, несут ответственность за взаимодействие территорий с областным центром и с силовыми органами, – заявил в заключение Дмитрий Мезенцев. – Это новая позиция, и её нужно обозначить чётко.