«На почве идеологической вражды»
Следствие считает, что братский офис партии власти подожгли экстремисты
Братский городской суд вчера приступил к рассмотрению уголовного дела по факту поджога офиса отделения «Единой России» в мае 2011 года. В поджоге обвиняются трое горожан. Показательно, что сначала они проходили по делу как обычные уголовники, которые нанесли ущерб чужому имуществу, а потом выяснилось, что поджигатели они не случайные, а на идеологической основе. Причём из экстремистского сообщества. Правда, главарь сообщества Евгений Иванюга считает, что его «главарём» назвали друзья по поджогу, а никакой организации да и экстремизма и не было вовсе. Несмотря на то что власть он не любит и бороться с ней не перестанет.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Иркутской области, первоначально поджигателям было предъявлено обвинение по статье 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Однако позже в рамках расследования уголовного дела было установлено, что преступление совершено членами экстремистского сообщества «по мотивам политической и идеологической ненависти и вражды». В июле 2011 года было возбуждено уголовное дело по частям первой и второй статьи 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества). Трём поджигателям вменяют преступление, предусмотренное частью второй ст. 213 (хулиганство).
«Проведённые следственно-оперативные мероприятия позволили установить лица, причастные к совершению данных преступлений. В июне был задержан и заключён под стражу житель Братска. Вместе с ним были установлены ещё двое граждан, причастных к преступлениям», – сообщает прокуратура. В тот момент, как сообщали СМИ, у братчан были изъяты несколько бутылок с зажигательной смесью и пневматическое оружие. На одном из интернет-сайтов появилась некая «Боевая организация коммунистов-революционеров», которая взяла на себя ответственность за преступление.
Один из поджигателей, 26-летний юрист Евгений Иванюга, разместил в январе 2012 года в ЖЖ свои размышления на тему произошедшего после того, как «шесть месяцев в тюрьме сидел и месяц в себя приходил».
«Наверное, так не брали Муаммара Каддафи…» – сообщил он подробности своего задержания 21 июня 2011 года с участием многих силовиков и заявил, что даже обрадовался полицейским, поскольку перестал себя чувствовать в ситуации «загнанного зверя». Евгений Иванюга утверждает, что его оговорили двое сообщников – Александр Сушков и Михаил Ламыкин, – под давлением след-
ствия подписавших некое «покаянное письмо» и сообщивших, что поджог был организован экстремистской организацией, возглавлял которую Евгений Иванюга. Показательно, что он не отвечает на вопрос, а был ли он лично поджигателем офиса «ЕР», замечая, что партия власти «сама себя сожгла своей тупорылой политикой» (цитата из поста ЖЖ).
«Мне по-человечески жалко Иванюгу, который полгода провёл под арестом. Но, по моей информации, произошло это потому, что, в отличие от своих друзей, на каждом допросе он делал громкие заявления, что «уничтожал и будет уничтожать эту власть». Согласись он отбросить эти свои лозунги, был бы дома. А так парень решил почему-то сделать из себя героя, пассионария такого, – говорит секретарь Братского городского отделения ИРО «ЕР» Андрей Чернышёв. – Два его сообщника раскаялись, написали письмо, и я был приятно удивлён, что они взяли кредит в банке и лично принесли в наш офис 100 тысяч рублей и даже предлагали сотрудничать с «Молодой гвардией». Они сообщили, что их обманным путём вовлекли в экстремистскую организацию». Впрочем, Евгений Иванюга утверждает, что к таким поступкам его соратников толкнул прессинг со стороны следствия, где раскаявшихся сначала заставляли «рыдать». «Никто на них не давил, – возражает Андрей Чернышёв. – Я лично никаких действий, которые бы заставили этих людей поступить вразрез со своими убеждениями, не предпринимал». В «Молодую гвардию» двух экстремистов не приняли, да те после покаяния и сами проситься больше не стали. А вот Евгений Иванюга решил делать политическую карьеру. В интервью одному из братских сайтов он сообщил, что подал заявление о вступлении в КПРФ и уже получил положительный ответ. Лидеры обкома и горкома КПРФ на момент вёрстки номера были недоступны и подтвердить или опровергнуть эту информацию не смогли.
Ущерб, который нанесли местному отделению «ЕР», оценивался в сумму около 300–400 тысяч рублей. Однако, как заявляют единороссы, история могла бы закончиться не банальной «порчей имущества», а реальной трагедией. Офис располагается в жилом доме, и прямо над ним в квартире живёт семья с двумя детьми. Их мать, к счастью, в разгар пожара проснулась и спасла детей. Если бы не она, возможно, Евгений Иванюга, руководствуясь понятными многим идеалами борьбы с режимом, неожиданно для себя стал бы просто убийцей детей.