Опровержение опровержения
«Отзывы наших читателей» оказались банальным враньём
В минувший вторник утром, как всегда, вышел очередной номер газеты «Восточно-Сибирская правда». На первой полосе, как говорят журналисты – «в подвале», то есть внизу, под главным материалом номера, была опубликована небольшая статья Елены Трифоновой «Интер-актив в глубинке». Ничего особенного: в школу небольшого посёлка Ревякина Иркутского района были приобретены мобильный компьютерный класс, оборудование для медицинского кабинета, лингафонный кабинет, что-то ещё. Посмотреть на эти плоды модернизации приехала совместная комиссия из Москвы и Иркутска: депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ Людмила Бокова, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Приангарья Ирина Синцова и заместитель председателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова. А уже в полдень того же дня на нашем сайте появились первые отклики, суть которых сводилась к простой мысли: всё это неправда и показуха, которую убрали сразу по отъезде комиссии…
Своим читателям мы привыкли верить, забывая про обычный журналистский цинизм. Властям мы привыкли не верить, как и все граждане этой страны. Поэтому возмущению не было предела и уже утром следующего дня редакционная машина выехала на тракт и попылила мимо Хомутово. Конечно, предупреждать о своём приезде администрацию школы было бы излишним – очень хотелось начать с того места, на котором закончил незабвенный Николай Васильевич: приехавший по именному повелению ревизор требует вас сей же час к себе. И немая сцена. Поэтому мы были готовы к сценкам в духе разоблачений НТВ: как нас будет силой выдворять из здания школы охрана под лицемерные комментарии педагогического коллектива.
Всё сразу пошло не по сценарию. Никакой охраны не было вовсе, а милая девочка-гардеробщица безропотно провела нас к кабинету директора. Директор школы Галина Босхолова сразу призналась, что за Интернетом они почти не следят, поэтому о разразившемся в областном центре тихом скандале ничего не знают. Пришлось ей продемонстрировать и злополучную статью, и распечатку гневных отзывов посетителей сайта vsp.ru. Читая, Галина Викторовна недоверчиво улыбалась, полагая это каким-то розыгрышем журналистов, скучающих по «скандалам, интригам, расследованиям», а потом пожала плечами:
– Что я вам объяснять буду? Пойдёмте, посмотрите сами.
Распечатку гневных отзывов мы прихватили с собой в поход по школе, чтобы проверить буквально каждый изложенный в ней «факт».
«Из шести «тёплых» туалетов открыт был только один, и тот опять же исключительно для комиссии».
Выйдя из кабинета директора, мы на-ткнулись на двери с фигурками «пляшущих человечков».
– Туалет действительно закрыт?
Галина Викторовна молча потянула дверь. Туалет был открыт. И нам поведали необыкновенную по накалу страстей интригу с отхожими местами для школяров. Во-первых, непонятно, почему в «информации к размышлению» слово «тёплых» было закавычено: все туалеты находятся внутри школы и они по определению тёплые, в отличие от того, что на деревне называют «малым надворным строением», проще говоря – домиком с дырой в полу.
В школе действительно шесть туалетов – по два на каждом из трёх этажей. И, как призналась директор, на втором и третьем этажах их иногда закрывают.
– Понимаете, изначально было два туалета на первом этаже – для мальчиков и девочек отдельно. И нам всегда этого хватало, очередей перед ними никогда не было. Но во время последнего ремонта министерство образования области настояло, чтобы туалеты были открыты на каждом этаже – так требуют санитарные нормы, СанПиН. Откровенно говоря, мы бы нашли этим помещениям лучшее применение, но раз надо, значит надо. С туалетами были проблемы, потому что сначала не могли подключить сантехнику – они не находятся на одном стояке с туалетом на первом этаже, а сейчас мы не успели установить раздельные кабинки внутри каждого. Сами понимаете, это неприлично – сидеть рядом на унитазах.
– Но во время посещения комиссии всё-таки был открыт только один туалет?
– Этого не может быть в принципе! В любом случае, на первом этаже всегда открыты два туалета – для девочек и для мальчиков.
«Как только комиссия уехала, мобильный компьютерный класс был упакован обратно в коробки, которые даже из кабинета не потрудились убрать. Дальнейшая судьба компьютеров неизвестна».
Даже мягко говоря, это оголтелое враньё. Восемь новеньких ноутбуков, сверкая глянцевыми боками, стояли в компьютерном классе, и, как это ни фантастично звучит, за ними даже работали дети.
– У нас и до этого был компьютерный класс, но оборудование в него мы закупали ещё в 2002 году, оно давно устарело, – рассказала директор Босхолова. – Видите, мы ещё старые системные блоки не убрали.
Системники и правда сиротливо стояли отключёнными в столах. Учительница, недовольно морщась на наш шёпот, продолжала объяснять:
– Мышек у нас ещё нет, поэтому пользуемся сенсорными панелями. Для чего нужна правая кнопочка?
– Вызывать меню, – нестройным хором гнусавили пятиклассники.
– Поставщики нам завозят оборудование частями, поэтому кабинет укомплектован не полностью. На днях довезут интерактивную доску и сейф, чтобы класс стал полностью мобильным: в сейфе пазы для компьютеров, он закрывается, и его можно перевозить с места на место, – объяснила Галина Босхолова.
«Стоит ли говорить о том, что и лингафонный кабинет, и интерактивную доску монтировали за несколько часов до приезда проверяющих, как и медкабинет тоже только для них открыли».
В лингафонном кабинете царила атмосфера музыкальной студии: наушники на каждой парте вкусно отливали солнцем на новой коже. Учительница Юлия Александровна объяснила:
– Теперь очень удобно: можно соединять учеников по группам, делить их на сильных и слабых. Обычно в классе шум мешает, а так они между собой общаются по микрофонам – никто никому не мешает…
– Но кабинет-то установили только к приезду комиссии? – строго допрашивал «Иркутский репортёр».
– При чём здесь комиссия? – растерянно переспросила Юлия Александровна. – Всё оборудование подключили к выходу ребят с каникул, то есть 28 марта всё было установлено и на следующий день подключено к учительскому столу в единую сеть. Ребята как пришли в школу, сразу стали работать на аппаратуре.
– А комиссия была только 2 апреля, – деликатно напомнила директор и объяснила: – Вы поймите, нам оборудование возят не сразу «под ключ», а частями. Медкабинет, например, шёл в три приёма начиная с января, поэтому его полностью смонтировали только к концу февраля, но никак не к приезду комиссии! Мы уже делали там первые прививки. А, например, тендер на поставку компьютерного класса выиграла московская фирма, поэтому его до сих пор не довезли полностью – нет сейфа и интерактивной доски. Происходит так: они привозят в Иркутск частями, нам звонят из министерства образования и говорят – приезжайте, забирайте. Мы сами везём и устанавливаем. Только лингафонный класс нам приезжали устанавливать специалисты от поставщиков, они настояли на этом, сказали, что оборудование специфическое и сами мы не справимся.
– А что с интерактивной доской? – выкинул последний козырь «Иркутский репортёр». – На сайте написано, что вы её установили к приезду комиссии, а вы говорите, что её вовсе нет. Куда девали?
– Там просто напутано, – улыбается Галина Викторовна. – Мы установили в четвёртом классе маркерную доску и компьютерный проектор под потолком. Ребята уже делают на ней презентации.
«Всё продолжаем строить Потёмкинские деревни…»
Уходили мы из школы не то умиротворёнными, не то разочарованными. В холле, как последняя насмешка, стояли пресловутые коробки – те самые, в которые якобы были обратно упакованы компьютеры перед их «неизвестной дальнейшей судьбой». Дети неспешно выносили их на школьную мусорку. Видимо, там они «продолжали строить Потёмкинские деревни…».